Налоги в истории государства российского. Налогообложение в Российской империи (19 вв.) Царствование Петра I

Дата публикации: 02.10.2013 16:33 (архив)

Долгим и непростым был процесс развития системы налогообложения в нашей стране. Его истоки прослеживаются с самого зарождения на Руси государственного устройства, т. е. примерно с конца IX в. Как и в большинстве других стран, главным видом налогом была обычная дань — прямой налог, который русские князья регулярно собирали со своих подданных. При этом, как пишет знаменитый русский историк С.М.Соловьев, величина налога устанавливалась с "дыма" (обитаемого жилища) или с плуга — главного в то время орудия труда.

Любопытно, что с самого зарождения Российского государства его развитие стало зависеть от поведения властей в вопросах налогообложения. Например, князь Олег (?—912), расширяя границы своих владений, мудро сочетал воинские походы с предоставлением налоговых льгот новым подданным. Так, в 884 году он присоединил к своему княжеству днепровских северян. Победа над ними далась ему довольно легко, так как северяне сопротивлялись не особенно ожесточенно: они прознали, что подданные Олега платят дань меньшую, чем требовали хазары — прежние владыки северян. Узнав об этом, "под руку" Олега перешли затем и радимичи — племя, жившее на берегах реки Сожи. Выгода была очевидной — хазары брали с радимичей дань в 2 раза большую, чем стали платить Олегу днепровские северяне.

К сожалению, мудрость князя Олега в налоговых вопросах не передалась его преемнику — князю Игорю (?— 945). Он ввел для одного из своих подданных племен — древлян — налог куда более тяжкий, чем при Олеге. Более того, уже получив дань, он решил, что ему ее мало, и вернулся к древлянам за дополнительной данью. Такое двукратное требование дани возмутило древлян, и они восстали и убили князя Игоря.

Дальнейшее развитие налоговой системы в России, так же как и во всем мире, пошло по пути изобретения различного рода косвенных налогов. Например, в "Русской Правде" князя Ярослава Мудрого можно обнаружить следующие виды налогов:

мыт - за провоз товаров через горные заставы;

перевоз - за перевоз товаров через реку;

гостиная - з а право иметь склады для товаров;

торговая - за право иметь в поселении рынок;

вес - за оказание услуг по взвешиванию товаров;

мера - за оказание услуг по измерению товаров;

Затем, после поражения русских войск в войне с монгольскими ханами, основным на Руси стал налог с головы — мужской и головы скота.

Этот налог, называвшийся "выход", русские князья, ставшие вассалами монголов, должны были собирать сами, а потом передавать великому князю, который все собранное отправлял в Орду. При этом споры о размерах налоговых выплат становились причиной очередных нашествий татаро-монголов и приносимых этим бедствий. Так, нашествие на Русь войск под командованием Тохтамыша было вызвано тем, что великий князь Дмитрий Донской (1350—1380) попытался добиться от темника Мамая, реального правителя Золотой Орды, меньшей величины "выхода", чем ранее платили великие князья Руси. Но после победы Тохтамыша и полонения сына Дмитрия Донского Василия великому князю пришлось капитулировать и заплатить Орде огромный "выход".

При этом ордынское налоговое бремя постоянно возрастало. Если при Дмитрии Донском величина "выхода" достигла 1000 рублей, то уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) Орде приходилось платить 5 тыс. рублей, а потом и 7 тыс. рублей. Кроме того, великому князю приходилось содержать на свои деньги посла Орды и всю его огромную свиту.

Деньги на собственные нужды русские князья в этих условиях могли собрать только за счет косвенных налогов, и прежде всего за счет торговых сборов. Желание увеличить поступления от таких сборов было одним из основных мотивов, побуждавших Ивана Калиту (?—1340) и его сына Симеона Гордого (1316—1353) непрестанно прикладывать усилия для присоединения к Московскому княжеству новых земель. Но далее все происходило по модели, хорошо знакомой почти любой стране мира: "Государству денег всегда мало, и нужда его в деньгах постоянно растет быстрее, чем доходы".

Иными словами, увеличение размеров государства порождало рост расходов на управление им, и московские князья начали изобретать новые косвенные налоги. В результате на Руси были введены налоги за право осуществлять серебряное литье, клеймить лошадей, варить соль, ловить рыбу. Налог стали брать и за вступление в брак. В результате Русь в вопросах организации налогообложения двигалась по пути, проложенному Римом, и это не сулило ей ничего хорошего.

Ситуация несколько изменилась лишь при Иване III (1440—1505), когда русские войска успешно выдержали "стояние на Угре" и страна, обретя свободу, прекратила платить татаро-монголам "выход". А это означало, что теперь доходы казны стало возможным формировать за счет не только косвенных, но и прямых налогов. Именно этой налоговой реформой Иван III и занялся после наступления мира. На смену "выходу" пришел прямой налог в русскую казну — "данные деньги". Этот налог должны были платить черносошные крестьяне и посадские люди.

А для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (как мы выразились бы сегодня) идентифицировать всех налогоплательщиков. Надо сказать, что такие шаги Ивана III вполне соответствуют и современным правилам налогообложения: применительно к организациям и гражданам оно начинается с их регистрации, поскольку без этого невозможно определить, кто должен платить налоги.

Благодаря налоговой переписи Ивана III стало возможным брать не только «данные деньги», но и так называемую посошную подать, включавшую поземельный налог. При этом размер налога определялся вполне грамотно — в зависимости не только от площади земельного участка, но и от качества земли. Ведь именно качество почвы влияет на урожайность, а значит, и на доход владельца участка от продажи урожая.

И когда Иван IV Грозный (1530—1584) упорядочил заложенную Иваном III разумную российскую налоговую систему (земельный налог плюс косвенные налоги на ввоз и вывоз товаров, а также продажу спиртных напитков), русская казна стала пополняться вполне успешно. Правда, при этом налоговое бремя на жителей страны было очень велико, и это недовольство к концу XVI в. стало весьма ощутимым. Во всяком случае, сын Ивана Грозного Федор Иоаннович вынужден был даже предпринять меры "государственной маскировки". Чтобы убедить народ в "бедности" царя, он по совету своего регента Бориса Годунова приказал переплавить в монеты некоторые из золотых и серебряных сосудов, которые он унаследовал от отца и которые хранились в кремлевской сокровищнице. Это должно было убедить бояр и народ, что налоги столь велики из-за бедности государства и что царь тоже отдает на нужды страны часть своего имущества.

И все же одну из задач упорядочения налогообложения в России решить не удалось ни Ивану III, ни Ивану Грозному, ни Борису Годунову. Беда была в том, что уж слишком много царевых служб занималось сбором налогов, и потому разобраться точно, сколько денег и за что поступило в казну, было крайне сложно. Навести относительный порядок удалось лишь в конце XVII в., когда в царствование Алексея Михайловича (1629—1676) был создан так называемый Счетный приказ (предшественник нынешних Министерства налогов и сборов и Министерства финансов). Только тогда удалось составить точную картину источников государственных доходов.

На первый взгляд финансовая ситуация на Руси в то время может показаться благополучной: бюджет государства не имел дефицита, но, напротив, обладал профицитом. Так, в 1680 оду доходы бюджета составили 1203367 рублей, а расходы — лишь 1125323 рублей, т. е. был достигнут профицит в размере 78044 рублей.

Но стоит обратить внимание на то, что 3% государевых доходов составляли так называемые чрезвычайные сборы. Это значит, что правительство царя Алексея Михайловича не довольствовалось регулярными налогами и все время измышляло новые временные поборы с населения. В конце концов это привело к тяжелым последствиям — в стране начался налоговый, а точнее, "соляной" бунт.

Дело в том, что прямые налоги ("с животов и промыслов") на Руси стали столь велики, что далее их повышать было уже нельзя. А царю Алексею нужны дополнительные деньги. И тогда было решено повысить один из косвенных налогов — на соль. Его размер был увеличен с 5 до 20 коп. на пуд (16 кг). На первый взгляд, в вызванном этим решением повышении цены соли не должно было быть ничего страшного — соль покупают все граждане страны и, значит, дополнительное налоговое бремя, по идее, должно было увеличиться равномерно и не слишком сильно.

На деле все оказалось не так. Царевы чиновники не учли, что в стране очень много бедняков. Они жили лишь за счет той рыбы, что ловили в Волге, Оке и других реках, а потом солили дешевой солью. Когда соль подорожала, солить рыбу стало невыгодно. В результате огромное количество рыбы протухло без засола, а люди остались без пищи. И тогда бедняки в 1648 году подняли бунт, требуя снижения цены на соль (напомним, что в то время солью торговало только государство — никому другому это не дозволялось). Пришлось царю отменить соляной налог и заняться поиском иных источников доходов.

Такое "налоговое изобретательство" продолжалось и в дальнейшем, а особенное развитие получило при Петре I, который ввел новую государственную должность — прибыльщик. Так назывались чиновники, обязанностью которых было придумывание новых источников доходов казны. Известны случаи, когда за удачно придуманный налог Петр даже давал вольную крепостным людям. Итогом "творчества" прибыльщиков явились: налог на извозчиков — 1/10 платы за наем их транспортного средства, налог с печей, с арбузов, с орехов и даже с религиозных верований (раскольникам пришлось платить подать в 2 раза выше, чем приверженцам официальной церкви) и т. д.

Именно прибыльщики предложили Петру I и самую серьезную налоговую реформу того времени. Ее смысл состоял в переходе от налогов, установленных "с двора", к налогам в расчете на душу населения (точнее, на мужчин, так как женщины в расчет налога не принимались). Дело в том, что собирать налог "с двора" удавалось все хуже и хуже. После того как этот налог был введен в 1679 году., россияне быстро придумали, как его уменьшить: единым плетнем стали огораживать дворы всех живущих по соседству родственников, а то и чужих людей.

Чтобы лишить граждан такого способа уклонения от платы, прибыльщики в 1718—1724 годах организовали проведение подушной переписи населения России. И после этого каждая мужская душа была обязана ежегодно платить в казну 74 коп. (если это был крестьянин) или 1 руб. 14 коп. (если мужчина был посадским, т. е. городским, жителем). Новая система налогообложения обеспечивала большую равномерность платежей для граждан страны, но размеры налогов были очень велики. И все же налоговые реформы позволяли Петру I иметь бездефицитный бюджет и успешно оплачивать все свои огромные военные расходы. Благодаря его стараниями в России начала быстро расти промышленность, торговля, начали развиваться и другие области хозяйственной деятельности. А значит, начали увеличиваться и доходы россиян, с которых можно было собрать соответственно больше налогов. Именно это позволило императрице Екатерине I (1684-1727) после смерти Петра I решиться на снижение подушной подати (с 74 копеек в год до 70) — гневить подданных опасались, ведь жива еще была память о "соляном" бунте.

Новый этап в развитии российской налоговой системы связан с именем императрицы Екатерины II (1729-1796). В период ее правления было сделано многое, чтобы налоговая система стала более продуманной, а налоговое бремя — менее тяжким. Например, размер налога на купца зависел от того, в какую гильдию он входил: чем богаче был купец (а чтобы заслужить это звание, надо было обладать торговым имуществом более чем в 500 руб.), тем к более высокой гильдии он относился и тем больший налог с принадлежащего ему торгового имущества платил. Купцы III гильдии платили 2,5%, а II и I гильдии — 4%. Но при этом:

о размере своего торгового имущества купец должен был заявлять сам, "по совести";

проводить проверку правдивости таких заявлений государевым чиновникам не разрешалось;

доносы на утайку богатства государством не принимались.

XIX век и начало XX были для России периодом постепенного построения эффективных систем налогообложения и государственных финансов.

В это время в историю отечественных финансов вошли имена таких мудрых министров, как М.М.Сперанский, Е.Ф.Канкрин и С.Ю.Витте. Их усилиями в стране была создана пусть не идеальная, но приемлемая для экономики система налогообложения, позволившая обеспечить рост производства и создание совершенно новых отраслей хозяйства. Но и тогда страна жила с дефицитом государственного бюджета. Что об этом думали современники, убедительно свидетельствует выдержка из статьи, опубликованной в 1909 году, газетой "Московский еженедельник" (редактор-издатель — князь Е.Н.Трубецкой) и посвященной обсуждению в Государственной Думе бюджета на следующий финансовый год: "Сопоставление потребностей государства на ближайшие годы с его возможными ресурсами не оставляло у беспристрастного слушателя никаких сомнений в том, что российский бюджет вступил в полосу хронических дефицитов, избавиться от которых возможно лишь путем героических усилий...".

Основу налоговой системы нашей страны в период советской власти составляли отчисления от прибыли предприятий (их размер устанавливался государством — собственником этих предприятий — весьма произвольно, без всякого участия законодательной власти), плата за здание, сооружения и оборудование предприятий (фонды), а также налог с оборота. Последний платили преимущественно те предприятия, которые делали потребительские товары. Все прочие налоги, включая подоходный (его ставка была одинаковой для всех и составляла 13% от месячной зарплаты), играли лишь вспомогательную роль в формировании доходов Советского государства. При этом государство реально отбирало у предприятий и граждан практически все доходы, а потом милостиво выдавало им зарплату, мизерные проценты на вклады, хранившиеся в сберкассах, и пособия пенсионерам, одиноким матерям, инвалидам и другим категориям малоимущих граждан.

Совсем новый этап строительства налоговой системы начался в России в 90-х годах. В эти годы наша страна начала долгий и мучительный путь от прогнившей командной экономической системы к совсем новому устройству хозяйственной и общественной жизни. Это потребовало в числе прочего и серьезных изменений в организации налогового хозяйства.


Удивительно, что лучший глава национального банка 2015 года, по версии журнала Euromoney , Эльви́ра Сахипза́довна Набиу́ллина все-таки не поехала в Даво́с , когда рубль продолжал свое устойчивое падение, фиксируя все новые антирекорды. Вероятно, кто-то из старших товарищей все-таки посоветовал не делать этого. Ведь для главы Банка России гораздо важнее не состояние национальной валюты, а общение с представителями мировой элиты, чьи заказы, похоже, и обслуживает данное заведение. Впрочем, не оно 1. Судя по действиям возглавляемого юристом правительства и его финансово-экономического блока, она в этом не одинока. Присвоение почетных званий лучшего министра финансов Анато́лию Бори́совичу Чуба́йсу в 1997 году и Алексе́ю Леони́довичу Ку́дрину в 2010-ом тем же самым журналом Euromoney наглядно свидетельствует о высокой оценке их деятельности в России в интересах их зарубежных хозяев. Они внесли свой посильный вклад в разрушение России, теперь на их месте находятся новые исполнители, успешно продолжающие их дело.

Строго говоря, этот процесс был начат в 1991 году в ходе так называемой «демократической» революции. Как и положено всякой приличной революции, начиная с голландского мятежа в 1572 году, она всегда приводила к тому, что в ее результате неизбежно возрастало налоговое бремя, налагаемое на самые широкие слои населения. Например, при безжалостной испанской тирании простые трудящиеся в Нидерландах платили налоги, не превышающие 5% от их доходов. У мастеров, этих представителей среднего класса того времени, налоги доходили до 6%. После победы Нидерландской буржуазной революции, которую западные историки обычно именуют Голландским мятежом или бунтом, в 1630 году налоги у трудящихся выросли до 16%, а у представителей среднего класса до 20%. Новому государству было за что бороться.

В антинародной царской России, этой «тюрьме народов» подушный налог был равен 5 рублям золотом в год, при этом средняя зарплата по стране в 1913 году была примерно 40 рублей в месяц. Пропуская потрясения, связанные с революциями, гражданской и войнами с Германией, величина налогов в период «застоя» для трудящихся складывалась из подоходного налога в 13% при зарплате более 100 рублей в месяц и примерно 2% инфляции. Если добавить к этому еще налог за бездетность в 6%, то в совокупности общая сумма налогов в наихудшем варианте не превышала 21%.

В 1991 году на этот раз в России победила очередная «демократическая» революция. Опустим бурные 90-е с их 200% инфляцией, кризисами и прочими прелестями и посмотрим, как обстоят дела сейчас. Казалось бы, они могут выглядеть даже лучше, чем при социализме. Подоходный налог - те же 13% и никакого налога на бездетность. Если же присмотреться повнимательнее, то к этим 13% подоходного налога добавляются 30%, которые перечисляются предприятиями в пенсионный фонд, а также фонды социального и обязательного медицинского страхования. Плательщиком здесь вроде бы выступает предприятие, а не сам работник, но по сути это те средства, которые работник мог получить в качестве заработной платы, но правительство, прикрываясь законом, фактически отнимает их у трудящихся. Также формально это не налоги, но по сути именно таковыми они и являются. Поскольку сейчас у правительства с поступлениями средств дела обстоят неважно, то в рамках антикризисного плана-2016 правительство рассматривает возможность передать их сборы Федеральной налоговой службе. Это наверняка упростит их администрирование. Но мы немного отвлеклись.
Итак, пока у нас есть 43% подоходных налогов. Это не все. Еще 1 налогом на доход населения является инфляция. Даже при официальных 13% общая сумма налогов у нас плавно вырастает до 56%, а в реальности еще больше. Если добавить к этому неизбежный налог на добавленную стоимость в размере 10-18%, которую платит в конечном итоге тот же потребитель, величина налога на доход вырастает до 66-74%. Или 3/4 зарплаты трудящегося отбирает «демократическое» государство. Это не считая прочих акцизов, прямых и косвенных налогов и так далее. Но даже если остановиться на этом, довольно интересно сравнить текущие налоговые платежи с аналогичными платежами в царской России. Тем более, что золото прекрасно это позволяет.

Если взять текущую цену унции золота примерно в 1100$, то даже при курсе в 85 рублей за 1$ царские 5 рублей золотом (4,3 грамма золота 900-ой пробы) это примерно 11700 нынешних бумажных рублей. При средней зарплате в 30 000 нынешних бумажных рублей в месяц и только 13%-ном налоге на доход величина только прямого подоходного налога работника за год оказывается = 46800 рублям или в 4 раза больше, чем при царе!
Если это демократия или власть народа, то возникает естественный вопрос: о каком именно народе в данном случае идет речь? Если же под демократией в данном случае понимается власть рабовладельцев над рабами, тогда, наверное, да.

По мере ухудшения поступлений в казну мы можем увидеть не только повышение уже существующих налогов, но и появление новых. Например, введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц. Для начала это будут лица с большим доходом. Никто против этого возражать не будет, забывая о том, что рубль сегодняшний также будет отличаться от рубля завтрашнего, как и от рубля вчерашнего. В отличие от золотого рубля или грамма золота бумажный рубль вчера, сегодня и завтра - это разные рубли с постоянно уменьшающейся покупательной способностью. И те налоговые ставки, которые сегодня вроде бы могут относиться только к богатым, уже завтра могут относиться ко всем.

Еще 1 вариантом может стать налог на увеличение капитала для физических лиц. Если вы ранее, защищая свои сбережения, купили американский или европейский дензнак, скажем, по 30 рублей, а сейчас он стоит 90, то с разницы государство может попросить вас заплатить подоходный налог. Ведь вы же в результате падения курса национальной валюты стали на 60 рублей «богаче». Для упрощения процесса сбора налогов могут просто ввести налог с продажи валюты населением и обязать банки взимать его при каждой операции и перечислять в налоговую службу. Никаких расходов для государства, зато 1 сплошной доход. Собственно говоря, вариантов, за что можно собрать средства с населения, масса.

И чем дальше власти будут двигаться в этом направлении, проявляя тем самым все большую заботу о России и ее гражданах, тем хуже у нас будут жить эти самые широкие слои населения, но тем больше будет «лучших» министров и центральных банкиров.
Терпение народа велико, но не беспредельно, и может закончиться социальным взрывом или бунтом, возможно, и бессмысленным, но, скорее всего, точно беспощадным. И властям стоит об этом хорошенько помнить, а то ведь получится как в том стихотворении: «Там собрался у ворот, этот, как его, народ….»

Состояние государственных финансов России в 19 в. еще более ухудшилось. В результате войн и непомерных затрат царского двора расходы превышали поступление средств по налогам и пошлинам. Все более значительным источником казны становится эмиссия бумажных денег. Растет бюджетный дефицит. Если с 1801 по 1810 г. он составил 442 млн. руб., то после Крымской войны он достиг 798 млн. руб., а государственный долг составил 1246 млн. руб. Отмена крепостного права и проведение ряда реформ отразилось и на финансах. В начале 60- х гг. были внесены изменения в налоговую систему государства.

Прямые налоги. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена подомовым налогом, который взимался в форме оценочного сбора (налога) с недвижимого имущества. Этот налог взимался в размере до 10% с суммы чистого дохода с недвижимого имущества. Чистая доходность определялась при оценке имущества следующим образом: сначала оценщик устанавливал на основе договоров о найме валовой доход владения, из которого затем вычитал эксплуатационные расходы. Полученная разница определяла чистый доход.

Оценка промышленных заведений оценивалась по доходности, определяемой на основе стоимости зданий, земельных участков и оборудования. Чтобы определить цену зданий и сооружений, необходимо было учесть вид здания, его назначение, стоимость материала, из которого изготовлены стены, вид отопления и т.д. Оценка оборудования производилась по прейскурантам с учетом изношенности, оценка земли- на основе цен, существующих в конкретном городе.

В действовавший с конца 18 в. промысловый налог в 1863- 1865 гг. вносятся изменения. Вместо ставки с купеческого капитала в 1% вводится патентная система обложения. Промышленники и торговцы были обязаны выкупать свидетельства (патенты) на право заниматься соответствующей деятельностью. В 1898 г. в порядок взимания этого налога снова вносятся изменения: промышленные предприятия делились на 8 разрядов, отнесение их к определенному разряду зависело от числа рабочих; торговые предприятия делились на 5 разрядов в зависимости от размера капитала, оборота, арендной платы и др.

Налог состоял из двух частей (основной налог и дополнительный налог ). Основной налог взимался по твердым ставкам в рублях в зависимости от разряда предприятия. Дополнительный налог платали в виде налога на прибыль по процентным прогрессивным ставкам и в виде налога на основной капитал по 15 коп. с каждых 100 руб.

По Городовому положению органы самоуправления имели право на с б о р ы в пользу города: сборы с торговли и промыслов, сборы с площадей и экипажей, сборы за право пользования городскими площадями и проездами, пошлины местного значения и др.


Существенным по размеру налогом был сбор с заведений трактирного промысла . Особенностью этого налога было то, что он являлся раскладчиком. Это означало, что все налогоплательщики были подразделены по видам заведений на группы. На каждую группу городская Дума ежегодно устанавливала определенную сумму налога. Эту сумму владельцы сами разверстывали между собой.

Важное место среди налогов по размерам поступлений занимает сбор с извозного промысла. Согласно ст. 127 и 134 Городового положения этот налог взимался в размере 10 руб. с лошади легкового и грузового извоза.

К следующей категории городских налогов следует отнести п о ш л и н ы. Это были нотариальные сборы: сбор за прописку с лиц, приезжающих в город; сбор, взимаемый в судебно- мировых учреждениях за ведение гражданских дел; сбор за утверждение планов и чертежей на постройки; сбор за взвешивание на весах общественного пользования; сбор за справки, выдаваемые из адресного стола, и, наконец, сбор с аукционных продаж движимого имущества.

Как источник доходов городских бюджетов особо следует выделить больничный сбор.

Этот сбор имел целевое назначение, и средства, полученные по нему, шли на финансирование здравоохранения. На основании закона от 21 мая 1890 г. размер налога был определен ежегодно в 1 руб. 25 коп. с человека. От этого сбора освобождались лишь те рабочие на предприятиях, для которых по закону от 23 мая 1912 г. были образованы больничные кассы.

Значительным источником доходов городских бюджетов был сбор за разрешение на прокладку труб и проводов по улицам и площадям . Этот источник с каждым годом увеличивался вместе с расширением сети городских коммуникаций.

Кроме этих поступлений, в доходы городских бюджетов взимались сборы с мест торга и увеселительных заведений на народных гуляньях, доходы с рек, каналов и прудов , которые состояли из сборов с причалов для катания на лодках, с перевозов, с мест выкалывания льда и добывания песка, с катков на реках и прудах.

Из приведенной картины налогового обложения в пользу городов видно, что главным источником их бюджетов был о ц е н о ч н ы й с б о р, т.е. основными плательщиками были владельцы недвижимого имущества. В подавляющем большинстве это были домовладельцы.

В и1875 г. вместо подушной подати с дворцовых и удельных крестьян стали взимать поземельный налог . В 1887 г. подушная подать отменена со всех крестьян.

Поземельный налог взимался с помещичьих земель. Ставка налога колебалась от 0,25 коп. до 17 коп. за десятину. Величина этого налога устанавливалась отдельно для каждой губернии и распределялась земской управой между всеми земельными владельцами. Основную сумму (свыше 75%) вносили крестьяне.

Косвенные налоги. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, в основном получаемые в виде питейных доходов, от акцизов и винной монополии.

Питейные доходы были весомым доходом российского бюджета. В 1819 г. они составляли 16%, в 1826 г.- 21%, в 1858 г.- 33% всех доходов. Питейные доходы поступали в казну сначала путем отдачи на откуп, затем путем установления казенной продажи вина.

Акцизы на вино в России были введены в 1861 г. Кроме винно- водочных изделий акцизами облагались табак, чай, сахар, соль, спички, нефтепродукты, хлопок, перевозка грузов по железной дороге и др. Число облагаемых акцизом товаров постоянно увеличивалось, росли акцизные ставки. Этот налог тяжелым бременем ложился на бюджет населения.

В 1894 г. в России была установлена винная монополия. Официально царское правительство объясняло введение такой монополии как борьбу с общенародным пьянством, для чего надо было ликвидировать частную торговлю вином.

С введением винной монополии ректификация спирта, розничная и оптовая торговля спиртными напитками были сосредоточены в казенных заведениях. Производство спирта- сырца разрешалось частным лицам. С расширением казенных питейных заведений и увеличением цен на спиртные напитки питейный доход стал важным источником бюджета. Если в 1900 г. чистый доход от винной монополии составил 85 млн. руб., или 11,0% всех доходов бюджета, то в 1913 г.- 750 млн. руб., или 22.1% бюджетных доходов.

В 1913 г. доля акциза и питейных доходов в бюджете составляла около 48%. В этом году прямые, косвенные налоги и пошлины дали в бюджет 1904 млн. руб., или свыше 55% всех доходов. Предпринимались попытки ввести подоходное обложение. В апреле 1916 г. был принят указ о подоходном налоге. Но налог не был взыскан, т. к. срок его уплаты начинался с октября 1917 г.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьяне, несли мирские повинности в натуральной и денежной формах. В 1851- 1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы . Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Эти налоги взимались по раскладке среди населения. Устанавливались они либо государством (почтовая повинность, ремонт дорог), либо земствами (сбор на содержание больниц, школ и т. д.).

Управлением налогами вместо коллегий с 1802 г. стало заниматься Министерство финансов. Местными учреждениями министерства в губерниях стали казенные палаты , а в уездах- казначейства. Казенные палаты вели учет налогоплательщиков и раскладку земских повинностей, наблюдали за поступлением налогов. Казначейства вели прием, хранение и выдачу бюджетных средств. В 1818 г. казенным палатам поручили заведывание казенными магазинами по торговле вином и контроль за изготовлением спирта на частных предприятиях.

Участие России в первой мировой войне, неудержимый рост военных расходов, разруха в экономике губительным образом отразились на налогооблагаемой базе государства. Довоенная налоговая система не справлялась с обеспечением бюджетных доходов. Царскому правительству пришлось идти на повышение налогов, введение акцизов, но это не улучшило положение. Выросла эмиссия бумажных денег (количество денег в обращении увеличилось в 11,5 раз), что привело к гиперинфляции, разному наделению курса рубля.

В краткосрочное правление Временного правительства финансовое положение государства еще более усугубилось. Попытки решения проблемы за счет введения новых налогов (например, подоходного, единовременного налогов) вряд ли помогли бы, т. к. в условиях развала хозяйства взимание новых налогов было нереально.

Такова была экономическая и финансовая обстановка в стране на момент свершения Октябрьской революции.

XVIII - XIX века период становления и развития школы классической экономической теории. Согласно этой теории экономика есть устойчивая и саморегулируемая система, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит саморегулирование экономики по принципу «невидимой руки». Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Основоположники классической теории пытаются ограничить сферу действия налога, настаивая на том, что только обороноспособность страны должна обеспечиваться за счет сбора налогов. Все остальные государственные расходы, осуществление правосудия, содержание общественных заведений и работ, учреждение образования и религиозного воспитания должны оплачиваться целевыми пошлинами и сборами, взимаемыми с пользователей данных общественных благ и государственных услуг. И только в случае нехватки целевых сборов данные расходы должны покрываться налогами со всего общества.

В России также продолжается совершенствование финансовой системы. Указом Александра I в 1802 г. было создано Министерство Финансов и определена его роль. Главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Наряду с общими прямыми налогами вводились целевые сборы (на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, и др.). А также специальные сборы: сбор с проезда по шоссейным дорогам государственного масштаба; с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов.

Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие прямого права наследования. Кроме государственных налогов имелись местные.

В 1824 году состоялась гильдейская реформа, было введено патентное налогообложение торговли и промыслов, сохранившееся почти без изменений до 30х годов XX века.

Кризисные явления и дефицит бюджета 1854--1856 гг. спровоцировали новое повышение налогов. Финансовая ситуация усугублялась, промышленность и торговля испытывали нехватку капиталов. Для стабилизации ситуации были снижены таможенные пошлины на ряд материалов, необходимых для развития российской промышленности. Был усилен контроль за расходованием средств. В 1862г. Александр II утвердил новые бюджетные правила, вводившие единую систему бюджетного учета и отчетности. Все финансовые ресурсы сосредоточивались в казначействе. В губерниях создавались контрольные палаты. Каждое министерство и ведомство было обязано представлять подробные сметы расходов с указанием отдельных статей.

После крестьянской реформы 1861 г. было введено налогообложение земли, появились: подомовый налог, земские налоги и сборы. А также акцизы на товары народного потребления - вино, соль, дрожжи, керосин, табак, сахар, спички и др. С целью повышения доходов была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков. Доход от такой деятельности составлял большую часть неналоговых поступлений в казну.

В конце XIX начале XX в. в России начался период урбанизации, зарождение капиталистических отношений, развития промышленности, торговли, увеличение иностранных инвестиций и строительный бум. Но мирное развитие страны прервала Первая мировая война. На финансовом положении страны это сказалось самым плачевным образом - выросла бумажно-денежная эмиссия, что повлекло за собой инфляцию. Систематически повышались налоги и сборы, вводились новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних, сокращался золотой запас.

После февральской революции положение не улучшилось. Правительство Керенского пополняло бюджет России, в основном, за счет эмиссии обесцененных бумажных денег и натуральных поборов с населения, которое уже было не в состоянии нести налоговое бремя.

История налогов в царской Российском

Налогообложение в допетровскую эпоху (IX-XVII вв.). В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? - 912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье - до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами - «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения - плуг или соха, а шляг - арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» - система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI-XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243-1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский ), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 - 1246, в 1236-1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. - великий князь Владимирский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV-XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну - в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440-1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво - медовая дань . В XV-XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков - яеуся .

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений - предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени - сбору урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем - князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз - в 1753 г.

В феодальный период (XIII-XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные , торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая - за право устраивать рынки. Судебная пошлина « вира » взималась за убийство, пошлина « продажа » - за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани - прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные - на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников - людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530-1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети - центральные государственные учреждения (XVI-XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди» , означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Федоровича (1596-1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом . (Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV-XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии - царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения . Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха - единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей - «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

Налоговая реформа Петра I (XVIII в.). Для покрытия расходов, связанных с ведением войны, развитием мануфактурного производства,Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей . Вводятся прибыльщики - чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др .

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью , введены новые виды налогообложения - горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды . Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков .

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.