Ветер дул с такой силой. Союзов союзных слов
П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, которая состоит из качественного прилагательного и указательного слова такой (такой сильный, такой громкий и т. п.) или из качественного наречия или краткого прилагательного и указательного слова так (так сильно, так громко и т. п.); придаточные степени отвечают на вопросы д о к а к о й с т е п е н и? к а к?, например: 1) Лёд былтакой прозрачный (д о к а к о й с т е п е н и п р о з р а -ч н ы й?),что даже вблизи его трудно было заметить. (Пауст.) 2) Разве чёрные брови и очи моитак хороши (к а к х о р о ш и? д о к а к о й с т е п е н и х о р о ш и?),что уже равных им нет и на свете? (Г.) 3) Дверь захлопнулась за неютак громко (как громко? до какой степени громко?),что не под силу было отпереть. (Г.)
Вместо указательных слов такой и так в главной части могут быть слова до такой степени, настолько, до того, например:
1) Блеск былдо такой степени (настолько, до того) яркий ,что ломило глаза. 2) Раскалённый металл блестелдо того (до такой степени, настолько)ярко, что ломило глаза.
Придаточные степени могут указывать на степень действия. В этом случае они прикрепляются союзом что к сочетаниям, состоящим из глаголов и указательных слов, отмеченных выше, например: Онкрикнул так (к а к? д о к а к о й с т е п е н и г р о м к о?),что все вздрогнули. Онизменился так (д о т а к о й с т е п е н и, д о т о г о),что его трудно было узнать.
Придаточные с союзом что, относящиеся к сочетанию глагола с указательным местоимением так, могут иметь значение не степени, а образа действия, например: Мальчика одели так (как одели?),что все принимали его за девочку . Он взглянул на меня так (как взглянул?), что я невольно вздрогнул.
Если придаточное степени с союзом что относится к сочетанию, состоящему из указательного слова такой и существительного (такой крик, такой шум и т. п.), то оно имеет добавочное определительное значение, например: 1) Раздалсятакой крик, что все вздрогнули (к а к о й к р и к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й к р и к?). 2)Блеск такой, что глазам больно (к а к о й б л е с к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й
б л е с к?).
П р и м е ч а н и я. 1. В качестве указательного слова в главных частях некоторых предложений может быть местоимение столько, например: Народувысыпало по улицамстолько, что в глазах рябило. (Г.) (Ср.: Народу высыпало по улицамтак много, что в глазах рябило.)
2. Значение степени имеют некоторые придаточные с союзом чтобы. например: Сильвио был слишкомумен и опытен, чтобы этого не заметить... (П.) (Ср.: Сильвио был такумён и опытен, что не мог этого не заметить.)
3. Есть небольшая группа сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к сочетанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например:
Ученик всёсделал так, как велел мастер.
Упражнение 141. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения. Спишите, расставляя пропущенные запятые.
1) Ветер выл с такой свирепой выразительностью что казался одушевлённым. (П.) 2) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от радости проболтался (П.) 3) Снег уже местами настолько осел что можно по насту проехать. (С.-Щ.) 4) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился. (Кр.) 5) Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум что из-за него не было слышно ни грома ни скрипа колёс. (Ч.) 6) У всех женщин руки до того мёрзли что трескалась кожа. (М. Г.). 7) Жар такой что на песке горят следы. (Н.) 8) Осёл такую поднял скачку что в огороде всё помял и притоптал. (Кр.) 9) На небе и под небом так сделалось темно что ничего нельзя было уже видеть. (Г.) 10) Ты тогда был таким маленьким что не мог выговорить даже его имени. (Г.) 11) Право печатной бумаги развелось столько что не придумаешь скоро что бы такое завернуть в неё. (Г.) 12) Рукава и верхние полы до того засалились и залоснились что походили на юфть какая идёт на сапоги. (Г.) 13) Я слишком был счастлив чтобы хранить в сердце чувство неприязненное. (П.) 14) Ветер дул порывами и с такой силой что стоять на ногах было невозможно. (Арс.) 15) Нежданов пустился излагать своё мнение не стесняясь без утайки под конец даже так громко и с таким увлечением что явно обеспокоил соседа. (Т.) 16) Стадо таково что трудно перечесть. (Кр.) 17) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. (Т.) 18) Левко остолбенел увидевши что перед ним стоял отец его. (Г.) 19) Скажи Катерине чтобы не покидала сына. (Г.) 20) Куда ушла она никто не мог сказать. (Г.)
§ 107. Сложноподчинённые предложения с придаточными места.
П р и д а т о ч н ы е м е с т а относятся к сочетаниям сказуемого главной части предложения с указательными словами там, туда, оттуда и прикрепляются к этим сочетаниям союзными словами где, куда, откуда; придаточные места указывают место или направление действия и отвечают на вопросы г д е? к у д а? о т к у д а?
П р и м е р ы. 1) Ябыл там (г д е был?),где никто из вас не был. (Б. Г.) 2) Алексейпополз туда (куда пополз?),куда ушёл самолёт. (Б. П.) 3) Семёнвозвратился оттуда (о т к у д а?),откуда не хочется уезжать.
Иногда указательные слова в главной части опускаются, например: Он засмеялся и пошёл,куда захотелось ему. (М. Г.) Это свойственно главным образом разговорной речи.
Если при союзных словах есть усилительная частица ни, то придаточная часть предложения имеет обобщающее значение и сочетаниям где ни куда ни, откуда ни соответствуют в главной части предложения не указательные, а определительно-обобща-ющие или отрицательные местоименные наречия (везде, всюду, повсюду, нигде), например:Где ни искал его,нигде не мог найти.
Придаточные места могут иметь уточняющее значение: в этом случае они относятся к обстоятельствам места, при которых могут быть указательные слова.
1)Впереди (где именно впереди?),где осталась роща, стояли берёзы. (Ч.) 2) Наталья смотрелавперёд, туда, где заранее была намечена линия первого гона. (Г. Ник.) 3) Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой,сизые предрассветные тучки. (Купр.)
Упражнение 142. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения, спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя запятые.
1) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м...нило туда где оно казалось краем тёмной зелени лугов. (М. Г.)2) Куда н... обращаю взор кругом сине...т мрачный бор. (Ф.)3) Туда туда всем сердцем я стремлюся туда где сер...цу было так легко где из цветов плетёт венок Маруся о старине поёт слепой Грицко. (А. К. Т.) 4) Уж проходят караваны через те скалы где носились лишь туманы да цари-орлы. (Л.) 5) Где быстрые шумные воды н...давно свободно текли се...одня прошли пеш...ходы обозы с товаром прошли. (Н.) 6) Мне вздумалось завернуть под навес где стояли наши лошади. (Л.) 7) Я стал np...пом...нать как и куда ходил в течение дня. (Т.)
143. Составьте сложные предложения, в которых каждое из данных слов где, куда, откуда присоединяло бы придаточные части со следующими значениями: 1) места, 2) определительные, 3) изъяснительные.
144. Составьте следующие сложноподчинённые предложения: 1) в которых были бы придаточные изъяснительные и придаточные степени с союзом что; 2) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом где; 3) в которых были бы придаточные определительные и изъяснительные с союзным словом что; 4) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом куда.
145. Укажите придаточные определительные, изъяснительные и степени и их связь с главной частью предложения; затем спишите, расставляя знаки препинания. В двух последних предложениях выделите в глаголах корни и объясните их правописание.
По случаю праздника семья оставалась весь день дома. Старуха которую и муж и невестка и внуки все одинаково называли бабкой старалась всё делать сама: сама топила печь и ставила самовар сама даже ходила на полдень и потом роптала что её замучили работой. И всё она беспокоилась как бы кто не съел лишнего куска как бы старик и невестки не сидели без работы. То слышалось ей что гуси трактирщика идут задами на её огород и она выбегала из избы с длинной палкой и потом полчаса пронзительно кричала около своей капусты дряблой и тощей как она сама то ей казалось что ворона подбирается к цыплятам и она с бранью бросалась на ворону. Сердилась и ворчала она от утра до вечера и часто поднимала такой крик что на улице останавливались прохожие.
(А. П. Ч е х о в.)
146. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения.
ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ
«Это письмо передаст вам дорогой Николай Иванович мой большой друг Саша Орлов. Мы с ним сдружились ещё в авиацио...ом училище. Он вам и ра...каж...т обо всём как мы с ним жили и воевали. Сейчас я лежу в госпитал... пуля пробила мне лёгкое. Каже...ся мне уже не подня...ся. Вы нас научили чувствовать Родину. И я всегда думал о людях которые ум...ради за свой народ. Я часто вспоминал вас. Сколько раз вы нам говорили что русской землёй н...кто н...когда н... завладеет и приводили примеры истории. Мне хоче...ся чтобы вы носили мои часы. Вы воспитали во мне мужество Николай Иванович я вам многим обязан. Сейчас надо кончать сестра отказывае…ся больше писать. А помните: «У кого денег нет у того дитя возьмёт, у кого дитяти нет у того жену возьмёт, у кого жены нет того головою возьмёт...» Это кажется про Батыя. Врага н...навижу и зав..щаю бить его до последнего и Саша Орлов поклялся мне что будет дра...ся пока хватит сил. Прощайте дорогой Николай Иванович. Ваш бывший ученик Вася Курганов».
(В. Г. Л и д и н.)
147. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите придаточные степени, изъяснительные, образа действия, определительные и их связь с главной частью. Вставьте пропущенные буквы.
В ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР
Прощайте и ещё раз спасибо голубчик! - сказал Иван Алексеевич.- Спасибо вам за ваше радушие за ваши ласки за вашу любовь... И вы хороший и дочка ваша хорошая и все у вас тут здесь добрые весёлые радушные... Такая великолепная публика что и сказать не умею.
Огнев ещё раз поцеловался со стариком и стал спуска...ся вниз.
Вы бы книги тут оставили! - крикнул ему вслед Кузнецов. - Что вам за охота тащить такую тяжесть?
Но Огнев уже н... слушал и быстро удалялся от дома... Он шёл и думал о том как часто приходи...ся в жизни встреча...ся с хорошими людьми и как жаль что от этих встреч не остаё...ся ничего больше кроме воспоминаний. Бывает так, что на горизонте мелькнут журавли слабый ветер донесёт их жалобновос-торже...ый крик а через минуту с какой жадностью н... вглядывайся в синюю даль н... увидишь н... точки, н... услышишь н... звука.
В саду было тихо и тепло. Пахло резедой табаком и гелиотропом которые н... успели ещё отцвести на клумбах... Луна стояла высоко над садом а ниже её куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир казалось состоял только из чёрных силуэтов и бродивших белых теней.
(По А. П. Ч е х о в у.)
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Часть 2 Синтаксис
Педагогическое образование.. а м земский с е крючков м в светлаев..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Под редакцией академика В. В. Виноградова
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних педагогических учебных заведений
13-е издание, стереотипное
Знаки препинания в конце законченных предложений
1. В конце законченного повествовательного предложения ставится т о ч к а: Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стременным быть готовы
Слова, стоящие в именной части составного сказуемого
1. Составное сказуемое может быть выражено краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными. Указанные разряды слов в современном русском языке употребляются только в функции сказуем
Составное именное сказуемое с глаголами, обозначающими состояние или движение
Сказуемое может быть выражено словосочетанием, состоящим из глагола, обозначающего состояние или движение (сидеть, стоять, лежать, идти и пр.), и прилагательного или причастия в именительн
Тире между подлежащим и сказуемым
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже и предложение распадается на две части: Москв
Составное глагольное сказуемое
С о с т а в н ы м г л а г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется такое, которое состоит из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении и глагола в неопределенной форме, например: Виктор
Стилистические свойства форм сказуемого
В составном именном сказуемом с выраженной связкой форма творительного падежа существительного более свойственна современному языку, чем форма именительного. Ср.: Он былсыном
Особенности согласования сказуемого с подлежащим
1. В составе подлежащего может быть количественное существительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом случае сказуемое обычно согласуется
Основные группы односоставных предложений
Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему второстепенных), называется о д н о с о с т а в н ы м. Односоставные предложения делятся на две основ
Предложения определённо-личные
О п р е д е л ё н н о – л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголами по
Предложения неопределённо-личные и обобщённо-личные
Эти два типа односоставных предложений близки друг к другу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и -ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое дейс
Безличные предложения
Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего, не сочетается с именительном падежом. Сопоставим два предложения: Небо темнеет. Темнеет уж в дол
Инфинитивные безличные предложения
С к а з у е м о е б е з л и ч н ы х п р е д л о ж е н и й может быть выражено одной неопределённой формой, без всяких вспомогательных слов. Безличные предложения с таким сказуемым обычно употреб
Типы безличных предложений
Укажем несколько типов безличных предложений с точки зрения характера их построения.
1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое
Неполные предложения
Н е п о л н ы м и называются предложения, в которых отсутствуют какие-нибудь члены, главные или второстепенные. Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из предыдущей
Синонимика простых предложений разных типов
Разные типы простых предложений могут описывать одни и те же ситуации и быть синонимичными, например: Стоит сильный мороз (двусоставное полное предложение).-Сильный мороз (назывное
Общее понятие о второстепенных членах
В т о р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения могут распространять (пояснять)
Дополнение
Д о п о л н е н и е обозначает предмет, являющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопросов косвенных падежей: к о г о? - ч е г
Дополнение к глаголу прямое и косвенное
П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаголом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с прямыми до
Действительный и страдательный обороты
Д е й с т в и т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предложения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуемое - действие, которое «переходит» на другой предмет, ука
Дополнение при именах существительных и прилагательных
I. Следующие разряды существительных могут поясняться дополнениями:
1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом
Определение
О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й?
к о т о р ы й?:
1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглол
Несогласованное определение
Несогласованное определение выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами.
1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозн
Обстоятельства
О б с т о я т е л ь с т в а обозначают условия, в которых протекает действие: время, место, способ совершаемого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выделяется несколько тип
Понятие об актуальном членении предложения
Предложение обычно содержит две части: то, о ч ё м сообщается, из чего исходит говорящий, и то, ч т о о б э т о м сообщается. Первая часть называется логическим субъектом или т е м
Коммуникативно нерасчленённые предложения
Коммуникативно нерасчленённые предложения не членятся на тему и рему. В них сообщается о существовании или возникновении предметов и явлений, выражается представление о каком-нибудь факте действит
Обычный порядок слов в словосочетаниях
Обычный порядок слов в словосочетаниях такой, который не зависит от актуального членения предложения.
I. И м е н н ы е с л о в о с о ч е т а н и я
1. При распространении имени сущ
Изменение обычного порядка слов при изменении актуального членения предложения
Рассмотренный выше порядок слов сохраняется и тогда, когда ремой является зависимая от глагола форма слова, расположенная после глагола в конце предложения. Например, в предложении Отец уехал в
Понятие об однородных членах предложения
О д н о р о д н ы м и называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочинительная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как ра
Союзы, связывающие однородные члены предложения
Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е
О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов
Некоторые из союзов (и,да в значении и) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когд
Однородные определения
1. Определения считаются однородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логически и по смыслу). Каждое из однородны
Согласование в числе в предложениях с однородными членами
I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу веселокудрявились ракиты, молодой
Обобщающие слова при однородных членах предложения
О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём однородных членов.
В примере В корзинке была
Стилистические различия конструкций с однородными членами
Однородные члены, употреблённые без союзов или соединённые союзами и илино, не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям
Нарицательные имена существительные в роли личных обращений
Помимо имени, имени и отчества, фамилии, в качестве обращений до недавнего времени широко использовались слова товарищ и гражданин, а также сочетания этих слов с существительными, о
Знаки препинания при обращении
Обращение может стоять перед предложением, внутри предложения или после предложения.
1. Когда обращение стоит впереди предложения, оно отделяется запятой или в о с к л и ц -а т е л ь н ы
Понятие о вводных словах
В в о д н ы е с л о в а вставляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения; членами предложения вводные слова не являют
Группы вводных слов по значению
По значению вводные слова можно разбить на следующие основные группы:
1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему:
Стилистические особенности вводных слов
Некоторые вводные слова и обороты стилистически нейтральны, они могут употребляться в любом стиле речи; ср. такие слова, как правда, кажется, например, действительно, может быть
Знаки препинания при вводных словах
Вводные слова выделяются, как правило, з а п я т ы м и.
П р и м е р ы.Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый. (Кор.) Я вас,пожалуй, в свою избу прове
Вводные предложения
Отношение говорящего к высказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходящих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:
Понятие о междометных предложениях
М е ж д о м е т н ы м и называются предложения, состоящие из междометий, произн-есённых соответствующим восклицательным или побудительным тоном.
В междометных предложения
Знаки препинания при междометных предложениях
Междометные предложения отделяются в о п р о с и т е л ь н ы м з н а к о м, в о с к л и ц а т- е л ь н ы м з н а к о м, т о ч к о й, м н о г о т о ч и е м или з а п я т о й.
Общее понятие об обособлении
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются о б о с о б л е н н ы м и.
Сравните: 1) Раздался выстрел,который разбудил тиш
Обособление согласованных определений
С о г л а с о в а н н ы е о п р е д е л е н и я, выраженные причастиями и прилагательными, обособляются в следующих случаях:
1. Определения, выраженные причастиями и прилагательными, об
Обособление несогласованных определений
1. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят
Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные определения подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн
САД
Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с паркетным по
Обособление приложений
1. Распространённое приложение обособляется всегда, если относится к имени нарицательному или местоимению. Если же оно относится к имени собственному, то обособляется тогда, когда стоит позади н
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием
Деепричастия обозначают добавочные действия, которые поясняют основное действие или состояние, выраженное сказуемым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием,
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими причинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятельстве пояснительных слов, положением его пере
Обособление дополнений
Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно следующие:
а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда др
Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописаниене и ни
1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивост
Обособление уточняющих членов предложения
У т о ч н я ю щ и м называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, но не являющийся однородным с ним, а служащий для уточнения. Уточняющие чл
Обособление присоединительных слов
Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые являются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они несколько напоминают вводные слова, но отли
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами
1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновременность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одно
Присоединительное значение сочинительных союзов
Некоторые сочинительные союзы(и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли
Пояснительные предложения
Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, составляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих
Знаки препинания в сложном предложении с сочинительными союзами
Между частями предложения, связанными сочинительными союзами, ставится з а п я т а я.
П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов
Главная и придаточная части предложения
Связь придаточных частей с главными при помощи подчинительных союзов и союзных слов. В сложноподчинённом предложении выделяется г л а в н а я ч а с т ь и п р и-
Указательные слова в главной части сложноподчинённого предложения
В главной части бывают у к а з а т е л ь н ы е с л о в а, которые указывают, что при главной части имеются придаточные, например: 1) Лишьтот достоин жизни и свободы, кто день з
Связь предложений двойными союзами
От сложных предложений с указательными словами и подчинительными союзами надо отличать сложные предложения с двойными союзами (условными, временными, причинными): если-то. если-так, коли - то,
Сложноподчинённые предложения со взаимно обусловленными частями
Есть такие сложноподчинённые предложения, у которых части обусловлены не односторонне (одно предложение, главное, обусловливает другое, придаточное),а в з а и м- н о; поэтому в них нельзя выделить
Место придаточной части в сложноподчинённом предложении и знаки препинания в нём
1. Придаточные части предложения могут стоять после главной, перед главной и внутри главной части. В двух первых случаях они отделяются от главной запятой, а в третьем случае выделяются запятыми с
Переход придаточных частей сложноподчинённых предложений в члены предложения
В некоторых случаях придаточная часть настолько теряет признаки предложения, что превращается в цельное сочетание наречного характера, которое является членом предложения, не выделяется при произ
Синонимика придаточных определительных частей сложноподчинённого предложения и обособленных определений
Обособленные определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми от них словами, свойственны преимущественно книжной речи. Придаточные же определительные части сложноподчинённого
Хожи на сакли
3) Если относительное местоимение стоит в винительном падеже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неопределённой формы, обозначающей действ
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
С придаточными образа действия и придаточными степени по значению несколько сближаются п р и д а т о ч н ы е с р а в н и т е л ь н ы е. По средствам связи и по значению они распадаются на две гру
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение ц е л и. Они присоединяются к главной части союзом цели чтобы и отвечают на вопросы з а ч е м? с к а -к о й ц е л ь ю?
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными
П р и с о е д и н и т е л ь н ы м и называются такие придаточные части сложнопо-дчинённого предложения, которые прикрепляются к главной части относительными местоимениями и наречиями что, всле
Назначение прямой речи
В форме прямой речи автор может передавать: 1) чужие слова, 2) свои слова, ранее сказанные, 3) невысказанные мысли.
П р и м е р ы. 1) «Эко солнышко! - промолвил Касьян вполголоса.- Эк
Несобственно-прямая речь
Особым приемом выражения мыслей действующих лиц является несобственно - прямая речь.
Приём несобственно-прямой речи введён в русскую литературу А. С. Пушкиным и получил широчайшее развити
Знаки препинания при прямой речи
1. Для выделения прямой речи употребляются к а в ы ч к и.
П р и м е р. «Что, слепой? - сказал женский голос,- буря сильна; Янко не будет». - «Янко не боится бури»,- отвечал тот.- «Туман
Замена прямой речи косвенной
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная - от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и прит
Знаки препинания в косвенной речи
Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предложениях с кос
Знаки препинания
В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: т о ч к а, в о с к л и ц- а т е л ь н ы й з н а к, в о п р о с и т е л ь н ы й з н а к, з а п я т а я, т о ч к а с з а п я т о й, д в
Спишите, раскрывая скобки и вставляя буквы в частицы и приставкинеини
Оленин был юноша, (н...)где (н...) кончивший курса, (н...) где (н...) служивший (только числившийся в каком(го) присутственном месте), промотавший половину своего состояния и до двадцати че
Карточка с упражнениями по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
Упражнение 1.
Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.
1) Ветер дул с такой силой, что... . 2) Туча настолько надвинулась на солнце, что.... 3) Я чувствую в душе такую радость, что... . 4) Он был настолько интересным рассказчиком, что... . 5) Мы ехали так быстро, будто....
Упражнение 2.
Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения.
Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.
Упражнение 3.
Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).
Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.Упражнение 4.
Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.1) Мы должны учиться, чтобы... . 2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... . 3) Надо так выполнить работу, чтобы.... 4) Нужно так относиться к людям, чтобы... .5) Для того чтобы..., пиши аккуратно и разборчиво.6) Надо научиться так распределять время, чтобы....
Упражнение 5.
Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели.
С какой целью рыхлят почву вокруг растений?Зачем выпалывают сорную траву?Для какой цели проращивают семена?Зачем при завёртывании гайки используют гаечный ключ?Зачем озеленяют города?Для чего мы пользуемся линейкой и циркулем?
Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным цели.
Упражнение 6.
Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие - только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач)
Упражнение 7.
Рассмотрите следующие примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г.Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (Я. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков)
Упражнение 8.
Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.
Упражнение 9.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими.
1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (?. Долматовский)
Найдите безличные предложения в составе сложноподчинённых. Укажите, чем выражен главный член в таких предложениях.
Упражнение 10.
Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения. Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из высказываний о языке.
1) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 2) Будет величайшим преступлением перед культурой перед человечеством если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К. Паустовский) 3) Местное слово может украсить и обогатить язык если оно образно благозвучно и понятно. (К. Паустовский) 4) Любое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. (В. Овечкин)
Упражнение 11.
Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
1) При каком условии два однородных члена предложения не разделяются запятой?2) При каком условии в предложениях с однородными членами ставится двоеточие?3) При каком условии не пишется раздельно с отрицательными местоимениями?4) При каком условии обособляется распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом?
Упражнение 12.
В соответствии с данной схемой преобразуйте сложноподчинённые предложения с придаточными цели в сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании.
(Чтобы...), [ ... ]. - (Если...), [ ... ].1) Чтобы жареная рыба приобрела приятный вкус, следует перед жареньем подержать её в молоке, а затем обвалять в муке. 2) Чтобы мясо приобрело приятный вкус, за несколько часов до жаренья или тушения его нужно смазать горчицей. 3) Для того чтобы лук при жаренье приобрёл золотисто-жёлтый цвет, предва¬рительно обваляйте его в муке. 4) Посолите рыбу за 10-15 минут до жарки, чтобы она не развалилась.
Раскрывая свои кулинарные секреты, запишите несколько сложноподчинённых предложений с придаточным условия.
Упражнение 13.
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и распределяя сложноподчинённые предложения с придаточными условия на две группы: предложения с реальным условием; предложения с желаемым, возможным или предполагаемым условием.Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы.
Определите, в каком наклонении употребляются глаголы в предложениях первой и второй групп.
1)Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещёный мир приготовила б я пир. (А.Пушкин) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А. Пушкин) 3) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И. Крылов) 4) Коль скоро вы сами отворачиваетесь от нас и презираете благодетелей то уж не гневайтесь. (А. Островский) 5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном. (К. Федин)
Определите стилистический характер употреблённых в предложениях подчинительных союзов со значением условия и распределите их на три группы: а) союзы, употребляемые во всех стилях речи; б) союзы книжные (включая книжно-архаические); в) союзы разговорные (включая разговорно-просторечные).
Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях.
Упражнение 14.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных, ставя вопросы. Какое из придаточных является обстоятельственным и почему?
1. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. (А Пушкин) 2. Родина слыш..т Родина знает где в облаках её сын пролетает. (Долматовский) 3. Там где небо встретилось с землёй горизонт родился молодой. (М. Светлов)
Упражнение 15.
Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, запишите сложноподчинённые предложения с придаточным места. Обозначьте грамматические основы, составьте горизонтальные схемы. Проведите орфографический и пунктуационный анализ предложений. Используя данные примеры, установите, с помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное места к главной части сложноподчинённого предложения.
1) Где светлый ключ(?) спускаясь (в)низ по серым камням точит слёзы ползут на ч..рный к..парис гроздями пурпурные розы. (А. К. Толстой) 2) Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож(?) густая. (А. Майков) 3) (Н..)(в)каком покр..вительстве сосна (н..)нуждае(тся, ться) р..стёт там где (н..)кто (н..)может р..сти. (М. Пришвин) 4) И куда (н..)взглянеш(?) осв..жё(н, нн)ым взором (ото)всюду веет тиш..ю да пр..стором. (А. Апухтин) 5) Повсемес..но где только лес был (по)реже лежали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света. (В. Катаев)
1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?
2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ().
3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово - обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).
4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.
Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).
[сущ. + указ. сл.], (что - союз).
С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).
[гл. + указ. сл.], (чтобы - союз).
Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).
[кр. прил. + указ. сл.], (насколько - союз. слово).
Обратите внимание!
1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.
Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).
2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что - значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы - целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
- 2.2.5. Придаточные образа действия и степени
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
УРОК № 26
Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными образа действия
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить определять вид придаточной части (придаточное образа действия), разграничивать союзы и союзные слова; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Человек познается по его языку, как плохой орех по своей легкости.
Пословица
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают сочинения-миниатюры.)
1) Какие существуют сложные предложения?
2) На какие виды делятся придаточные обстоятельственные?
3) На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные?
4) Какие союзы или союзные слова используют придаточные сравнительные?
Прочитайте сложные предложения; поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их вид; составьте схемы предложений.
1) Он столько занимался упражнениями, сколько требовал тренер.
2) Он столько тренировался, что его победа на олимпиаде закономерна.
3) Оля настолько хорошо изучила французский язык, насколько это было возможно в ее возрасте.
4) Оля настолько хорошо изучила французский язык, что свободно владела разговорной речью.
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
Придаточное образа действия и степени указывает на то, как совершается действие, о котором говорится в главном предложении. Оно относится обычно к сочетанию глагола с указательным словом так, связывается с этим сочетанием при помощи союза что и отвечает на вопросы как? каким образом? Если придаточное предложение относится к сказуемому, выраженному сочетанием прилагательного, наречия и т. п. (а не глаголом) с указательными словами так, до того, настолько, до такой степени, то оно отвечает на вопросы как? в какой степени?, т. е. является придаточным предложением степени.
Стало так тихо (как? в какой степени?), что корни сосен закутывались подчас туманом.
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
Запишите предложения, расставляя знаки препинания; найдите в главных предложениях указательные слова, а в придаточных - союзы; поставьте вопросы к придаточной части; составьте схемы 1, 3, 6 предложений.
1) Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели падали к югу.
2) Незнакомец не рассматривал нас так как рассматривали мы его.
3) Речка так блестит и сверкает на солнце что глазам больно.
4) Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.
5) И стало в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.
6) Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ сколько мне его слушать.
7) Туча уже настолько надвинулась на солнце что стало темно как ночью.
3. Лингвистическое исследование.
Вставьте вместо точек указательные слова, определите значение придаточных; расставьте запятые, составьте схемы предложений.
1) Верху ветви деревьев... переплелись между собой что совершенно скрыли небо.
2) Через четверть часа я подошел... близко к огню что мог рассмотреть всех около него.
3) Нежданов пустился излагать свое мнение не стесняясь без утайки под конец даже... громко и с... увлечением что явно обеспокоил соседа.
4) В своих книгах В. К. Арсеньев рассказывает... как он путешествовал в дебрях Уссурийского края.
5) В воздухе было тепло и... тихо что казалось ни одна травка ни одно облачко не шевелились.
4. Работа с текстом.
Прочитайте текст, укажите его тип, аргументируйте ответ; расставьте знаки препинания.
Берег бухты где мы остановились на ночевку состоял из мелкого булыжника так что всю ночь море с большой силой билось о каменный вал. Шум от набегавших и удалявшихся волн несших передвигавших камни был так силен что не раз будил меня в течение ночи. Проснувшись и взглянув на часы я увидел что уже половина седьмого. Ни один из моих людей еще не встал. Чтобы не задерживаться и быстрее отправиться в путь я решил поднять их всех сразу и выстрелил из двустволки. Они быстро вскочили а затем крича стали уверять меня будто совсем оглохли. Я сказал чтобы они не волновались и попросил скорее развести огонь и готовить завтрак. Мой выстрел привлек жителей деревни которые прибежали осведомиться что бы все это значило. Выяснив в чем дело они мирно возвратились обратно я же позавтракав отправился осматривать окрестности чтобы выбрать более удобный путь для продолжения нашего путешествия.
(По Н. Н. Миклухо-Маклаю)
Какие виды придаточных предложений встречаются в тексте?
5. Творческая работа в парах.
Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом?, а в ответах были сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Какие существуют виды обстоятельственных придаточных?
2) На какие вопросы отвечает придаточное образа действия?
3) Какие союзы или союзные слова скрепляют придаточное образа действия с главным предложением?
4) На что указывает придаточное образа действия?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить пять сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.
что как
чтобы насколько
будто
как будто
словно
точно
до к а ко й с т е.п е н и?
Руки его дрожали до такой степени, что он был не в состоянии расстегнуть пальто. (А. Чехов)
Как правило, в главной части содержатся указательные слова: местоимение такой (таков), наречия настолько, так, словосочетание таким образом. Указательные слова образуют с союзами соотносительные пары: так - что; такой - что; до того - что; настолько - что:
сколько? до какой степени?
1) Б русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (К. Паустовский)
к а к и м образ о м?
2) Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. (JI. Толстой)
Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, точно. Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают образность и выразительность описаниям:
© 179. Установите, какой синтаксической модели соответствуют данные предложения. Графически изобразите эту модель.
Придумайте 2-3 предложения такой же синтаксической структуры.
1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая метель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.
(А. Пушкин)
©> 180. Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.
1) Ветер дул с такой силой, что... . 2) Туча настолько надвинулась на солнце, что.... 3) Я чувствую в душе такую радость, что... . 4) Он был настолько интересным рассказчиком, что... . 5) Мы ехали так быстро, будто....
Ш> 181. Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения.
Интереснее, чем; чем выше, тем; блестит и сверкает так, что так тихо, что; одевайся так, чтобы; смотрел так ласково, словно; так хотел есть, что; его поступок изумил, будто.
®> 182. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.
Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или стог сена.
(К. Паустовский)
©>183.Рассмотрите на вклейке репродукцию картины И. И. Левитана «Тихая обитель» (1890). Что особенно привлекло вас в этой картине? Попробуйте описать её. Начните текст с проанализированного вами предложения (упр. 182), преобразовав его в сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Используйте в своём тексте сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, образа действия и степени.
©> 184. Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).
Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.
монтов) 3) Как весел грохот летних бурь когда взметая прах летучий гроза нахлынувшая тучей смутит небесную лазурь. (Ф. Тютчев) 4) Уже более трёх часов прошло с тех пор как я присоединился к мальчикам. (И. Тургенев) 5) Герасим вырос немой и могучий как растёт дерево на плодородной земле. {И. Тургенев) 6) В живой природе полярной страны всё как бы торопится захватить короткое лето. {Д. Мамин-Сибиряк) 7) Мы-то цирковые понимали как отчётлива и смела была работа Пьера. (А.Куприн) 8) Каждую вещь надо писать так как будто она последняя в вашей жизни. (К. Паустовский) 9) Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме. (Б. Пастернак) 10) Жучок на солнышке горит как драгоценный камень. (А.Барто) 11) От него веяло родиной и покоем как веет покоем от старой и мудрой матери. (В. Белов)
1. Разберите по составу сложные слова.
2. Найдите краткие прилагательные, определите их морфемный состав, укажите их синтаксическую роль.
3. Разберите как часть речи три местоимения разных разрядов (на выбор).
©> 186. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое настроение передаёт оно? Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого текста?
Назовите виды языкового повтора, которые использует поэт.
Внезапно в зелень вкрался красный лист Как будто сердце леса обнажилось Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст Как будто бы на нём расположилось Две тысячи полураскрытых уст.
Светился праздник листьев и небес В своём спокойном благородстве.
И это был такой большой закат Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась - И я по ней шагаю наугад.
(Д. Самойлов)