«Два чувства дивно близки нам»: анализ стихотворения. Любовь к отеческим гробам Два чувства дивно близки нам языковые средства

«Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу.

Любовь к родному пепелищу.

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека

Залог величия его.

Животворящая Святыня!

Земля была б без них мертва

Как …….. пустыня

И как алтарь без Божества».

Так почему же два чувства близки нам? И кому «нам»? О чём собственно идёт речь в этом, признаваемом всеми без исключения гениальным «Credo» поэта? Ясно, что здесь Александр Сергеевич не имеет ввиду абстрактных людей вообще, речь не о либерализме и гуманизме и просвещении, нравственности и цивилизованности. Речь здесь о «нашем» русском сердце, о том, что является хлебом насущным для него.

Что касается «любви к отеческим гробам», то здесь ясно, что речь идёт не только о почитании отцов, но и о почитании их места захоронения во времени и пространстве. Но почитания мало, у Пушкина «сердце обретает пищу» в любви и естественно в любви, забывающей о себе перед тем, что выше индивидуального и личного.

Стало быть мало помнить и почитать предыдущие поколения, нужно самоотверженно любить их, то есть следовать за ними, продолжая их дело на земле, соглашаться с ними, отвечать за все их верные и неверные шаги на Родовом пути, представляя вместе с ними пред Богом единое целое.

А что же означает «любовь к родному пепелищу», предваряющая у Пушкина «любовь к отеческим гробам»? Что имеет в виду Александр Сергеевич под древним словом «пепелище»? Очаг родного дома или же Жертвенник, огнём поядающий зло и ложь и подкуп, и подлость и подлог в историческом бытии праведного русского народа?

Вспомним, «требует поэта к священной Жертве Аполлон»! Поэт был с детства «озарён» «заревом московского великодушного пожара», возбудившего в его сердце искреннюю любовь к Великому народу своему. Так он и пишет: «... и кровь людей то Славы, то Свободы, то Гордости багрила Алтари»… «Пока Свободою горим (!), пока сердца для Чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

Стало быть «любовь к родному пепелищу» - это не любовь к очагу, на котором варится материальная пища, это - Жертвенник и Очаг духовного становления любящего свой Род

Праведного человека.

Потому Александр Сергеевич и делает из предыдущего четверостишия вывод о том, что «самостоянье» праведного человека, то есть его индивидуальность и лицо по Воле Бога Самого предвечно основано на приятии и осознании Законов и Заповедей Рода – в этом по Пушкину, и ни в чём ином - Залог величия личности человека.

Как видим уже в этих восьми строках высказана А.С.Пушкиным богословская и философская точка зрения на Род и личность, которая в корне отличает его ото всех: современных ему и древних, протестантских и католических, и конечно же породивших их всех - иудейских взглядов.

Не зря профессор А.В.Карташёв, приводя в памятной речи к 100 – летию со дня смерти поэта эти слова и заканчивая ими свою речь утверждает, что «фальсификаторы сгинут от этих грозных, синайских судных слов нашего подлинного национального вождя и пророка», что «вся неизбежная возня с Пушкиным есть уже «memento mori» им, и сколько бы они ни подделывали, ни подкрашивали Александра Сергеевича под свой жалкий стиль, солнце правды пушкинской фатально разгоняет и разгонит тьму их обманов».

Когда профессор А.В.Карташёв произносил эту во всех отношениях замечательную речь, он, тем не менее, не ведал, что цитируя «Credo» поэта, последнее четверостишие прочитал в извращённой, удобной для западного сознания и ортодоксальных христиан форме:

«Животворящая святыня!

Земля была без них мертва;

Душа – алтарь без Божества».

Но дело в том, что у Пушкина нет сего удобного для монашествующего – монистического субъективистского сознания пассажа – «без них наш тесный мир», и о любезной христианскому сознанию индивидуальной «душе» личности не было поэтом упомянуто.

70 лет прошло с того времени, как ошибся вслед за фальсификаторами А.В.Карташёв, но и до сих пор, увы, не прочтено в контексте творческих, государственных и богословских задач это Credo величайшего русского поэта.

И сегодня последнее четверостишие печатается всего чаще лишь с первым на том основании, что в черновике поэта второе кто-то аккуратно вычеркнул.

Часто печатали и такой вариант, в котором было окончательно утрачено ненавистное индивидуалистическому сознанию слово «земля» и звучало оно так:

«Животворящая святыня!

Душа была б без них мертва;

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества».

А как же было изначально у самого Пушкина? В последнем четверостишии, согласно общему замыслу всех трёх, речь шла о том, без чего мертва земля (по Пушкину - без жизнь на ней творящих Родовых Святынь), - о том, что противостояло прямому Родовому пути жизни самостоятельного свободного человека, - о том, без чего жизнь становится «как» - (как что?) - иссохшая без живительной воды человеческих отношений «пустыня», а сам человек – Алтарь, на котором предназначено по Пушкину Богом совершать Жертвоприношение – остаётся в жизни без всякого смысла и употребления Свыше, ибо лишён Веры, «как Алтарь без Божества».

Тогда что же это было за таинственное слово, от которого нам достались после усиленной «работы» «пушкиноведов» одни отточия?

Для рифмы здесь требуется минимум пять гласных и йотированность в центре слова. Было бы неплохо, если бы и ныне действующая цензура не сочла за труд найти определение пустыни на восемь букв, подходящее для сего изуродованного сознательно кем-то четверостишия. Пустыня всё же какая – «йская»?

Если бы речь шла о душе человека, тогда Пушкин так бы просто и написал без обиняков: «Животворящая Святыня! Душа была б без них мертва…», но у поэта речь здесь идёт о ЗЕМЛЕ, становящейся мёртвой в виду отсутствия на ней, или осквернения на ней Святынь – «земля была б без них мертва».

Стало быть, здесь пустыня «мёртвая». Поищем на карте мира и найдём только у одного «народа», точнее безродных и лишённых Богом земли иудеев, таковую пустыню у Мёртвого моря, что на юге опалённого огнём и серой Стана, на юге Палестины есть Акравимская (Скорпионья), или проще Иудейская пустыня.

Именно там содомским противоестественным, противо-РОД-ным грехом осквернены были «Животворящие Святыни» - именно там, и ни в каком другом месте.

Вспомним и о том, что иудеи, совершив знаменитый исход из Египта много лет путешествовали по пустыне.

«Иудейскую пустыню» следует принимать в восстановленном тексте Пушкина и в прямом и в переносном скрытом смысле. Здесь поэт полемизирует с известной формулой – «Свято место пусто не бывает». - Нет, бывает, - утверждает поэт, если Святыни оскверняются и уничтожаются самими служителями Святыни, предстоящими у алтаря без Божества, оставляющими свой народ без родной земли и Животворящей Святыни, коей является память об их предках и об их Роде, сотворённом Отцом их Небесным!

Именно тогда, как вне, так и внутри человека водворяется на пустом месте преклонение пред чуждыми ему богами и общественными порядками. Тут поневоле вспоминаются слова из Евангелия от Матфея о том, что « когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя себе и не находит», и о «незанятом любовью к ближним месте, хотя бы и выметенном и убранном» и Книга «Бытие», гл.XXXV: «Поверзите боги чуждыя»…

Можно сколько угодно красть из произведений нашего гениального поэта отдельные слова и определения, заменяя их отточиями и даже измышлять новые, соответствующие иудейско-христианской нравственности четверостишия, но от того подлинный смысл их истинный и потому вполне определённый, единственный никогда не изменится.

Впрочем если кому указанного здесь не достаточно, пусть тогда обратится к стихотворению «Свободы сеятель пустынный» и задумается о «порабощённых браздах» земли русской, и о «рабах», коих почитали «должным» для себя резать и стричь "пастыри", и о церковном «ярме с гремушками» на шее народа, и о самодержавном «биче», свистящем в расчищенном чужеземной верой жизненном пространстве «послушания паче поста и молитвы», любоначалия и угодничества.

Комментируя второе четверостишие из приведённых выше трёх, писатель Иван Шмелёв в своей речи к столетию годовщины смерти Пушкина восклицает: «Если бы нас спросили, о самом важном, чего хотите? – вся Россия, и тут и там, сказала бы: «Себя, самостоянья своего! жизни своей, по воле своей хотим»…

«Самостоянье» Пушкина слово… Вот завет Пушкина – России. Вот основы национального бытия. Вот – откровение. И это откровение исполнится».

… Так вот именно для того, чтобы это Откровение Пушкина не исполнилось никогда, и народ русский не поднялся бы с колен, это четверостишие опускают, как якобы вычеркнутое рукою самого Пушкина и потому непригодное для печати.

Ну, а уж ежели, скрепя зубы, и напечатали строчку «На них основано от века», то и последние строки третьего четверостишия «редактируют» по своей «господской» воле:

«Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа – алтарь без Божества».

Таким образом «получается» троекратное повторение одного и того же для «полноты» психологического содержания:

« в них» - в первом четверостишии,

«на них» – во втором четверостишии,

«без них – в третьем четверостишии.

К тому ещё добавляется совершенно неприемлемый для лишённой психологических самокопаний в душе человеческой поэзии Пушкина «наш тесный мир» (это как ремикс из ортодоксального христианства – « мир во зле лежит») и некая «душа» с внутренним алтарём (что опять-таки не характерно для жизнерадостного и открытого Пушкина) но без Божества, Кое, надо полагать, ещё в таковую, ищущую Бога субъективную душу пока не вселилось, но есть надежда, что когда покинет «наш тесный мир», выйдет на «свободу» так сказать, тогда и вселится, плюхнется на «алтарь» сей в обещанном раю?...

Да нет же, господа пушкиноведы, у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Т.Г.Шевченко везде подразумевается другой алтарь – Алтарь на Родовой земле своего, а не любезного вам интернационального «Небесного Отечества» (апостол Павел), не огонёк в душной душонке «иных, прочих» отщепенцев, надеющихся взлететь на "Седьмое Небо" в религиозном психологическом угаре.

Два чувства. Две Любви. Но, как это ни странно привыкшим к обсуждению африканского знойного темперамента поэта, увы, не к блондинкам и брюнеткам, и не к юношам и мальчикам (коей награждают П.И.Чайковского на том весьма шатком основании, что он якобы презрел любовь к нему баронессы фон Мекк).

Любви к пепелищу? Любви к отеческим гробам? Что ж, может быть прав врач и переводчик г-н Смидович (Вересаев?), находящий у Александра Сергеевича любовь к трупам – некрофилию? Кому лучше знать, как не профессиональному лекарю?

А может быть всё же речь идёт о тех пепелищах русского народа, на которых были сожжены поработители и извращенцы Родовых путей и Правды Рода? Вспомним центральную сцену пожара из повести «Дубровский»!

Ну, а если у кого-то остались ещё сомнения процитируем слова русской девушки Полины из повести «Рославлев»:

«Неужели, - сказала она, - …пожар Москвы наших рук дело? Если так… О, мне можно гордиться именем россиянки! Вселенная изумится великой жертве! Теперь и падение наше мне не страшно, честь наша спасена; никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который… жжёт свою столицу!»… «Ты не знаешь? – сказала мне Полина – твой брат… он счастлив, он не в плену, радуйся: он убит за спасение России».

Наиболее точно и ёмко пишет о сути произведений Пушкина солдат Великой Отечественной войны еврей Д.С.Самойлов (Кауфман) в своём «Общем Дневнике»:

«…Недаром Пушкин, самый великий наш гений, всю жизнь занимался историей пугачёвщины, которая и есть история русского идеализма. В которой и содержится вся несовместимость русского идеализма с русским практицизмом. Русский бунт в форме Веры и Жертвы – вот что интересовало Пушкина. Пушкин со страстным приятием жизни, Гоголь со столь же страстным неприятием исследуют один и тот же вопрос. В «Истории пугачёвского бунта» и в «Мёртвых душах» Пугачёв и Манилов оказываются явлениями одного и того же порядка! Практическая идея всегда на втором плане, всегда – мечта. А на деле азиатская идея Веры и Жертвы. Литература – это не … самовитое, пусть хоть и тончайшее раскрытие личности – а Служение и Жертва и постоянное радостное обновление Духа, обновление его в форме опыта мысли и чувствования, и создание атмосферы обновления вокруг самой толщи народа, нации, человечества. Не было ли это всегда сутью нашего искусства с его рождения – с Пушкина?».

Так конгениально Пушкину пишет россиянин Давид Самойлов. Но как же право надоели все эти штатные и записные магистры и профессора словесности, все эти квартиранты «Пушкинского Дома – Академии Наук» (А.А. Блок) – все эти бесчисленные Эйхенбаумы, Айзенштоки, Эфросы, Гессены, Лотманы, Мейлахи, Смидовичи, Благие, Терцы, Синявские, Радзинские – все эти «бесы разны, бесконечны, безобразны в мутной месяце игре…закружились, завыли», сбивая нас, русских, с нашего Родового пути, … и «не видно ни зги»… только «звон колокольчика» ещё не оставил нас в полном одиночестве перед этими «кроткими и смиренными» «голубями зубастыми», воркующими над пушкинским необъятным наследием, надрывая русскую «языческую» и «дикую» азиатскую душу…

Это именно о них писал величайший русский поэт XX столетия, прозаик и философ Б.Л.Пастернак: :

«Кому быть живым и хвалимым,

Кто должен быть мёртв и хулим, -

Известно у нас подхалимам

Влиятельным только одним.

Не знал бы никто, может статься,

В почёте ли Пушкин иль нет,

Без докторских их диссертаций,

На всё проливающих свет…».

И да не решатся обвинять русскую литературу в шовинизме и национальной ограниченности лишь на том только основании, что россияне не хотят, чтобы привыкшие к деньгам, к презренной пользе, липкие пальцы торгашей брались за перо, тревожа чистую светлую память нашего великого поэта! …

Нет, что ж, мы не против… «будь жид и тоже не беда, беда, что скучен твой роман»… Более того, надо признать, что именно российские евреи Д.Самойлов и Б. Пастернак дали нам глубочайшее понимание творчества нашего русского гения и с успехом продолжили искания его, идя по торному Родовому пути, им найденному.

Дело не в национальном вопросе. Просто сегодня нужно каждому мыслящему человеку иметь ясное представление о том, что у старых и нынешних «новых русских» торгашей и их западных идейных вдохновителей и учителей их же «ветхо» и «ново» заветной веры есть все основания и по смерти глубоко и страстно ненавидеть нашего великого поэта.

Так еврейский русскоязычный поэт В.Шали после "перестройки", по его же словам, «стал чувствовать себя также уютно, как Дантес в России после убийства Пушкина». И это наверно потому так для него стало уютно и хорошо, что нам, гражданам великой страны плохо стало.

Здесь работает закон сохранения материи и энергии на социальном уровне в точности также как и на физическом, только и всего.

С восторгом читаем тонкие умные рассуждения о гениальности Пушкина великого Проспера Мериме! Но почему, мы позволяем, кому бы то ни было рыться на страницах наших литературных журналов в исподнем нашего русского гения, и, более того, откровенно лгать, сознательно и злонамеренно искажая его творчество, тем самым нанося нам, – его потомкам и духовным чадам, пощёчины?!

Что мы их быдло купленное, точнее «искупленное» их «Господом» - «тираном несправедливым, еврейским богом, угрюмым и ревнивым» («Гавриилиада»)? Ежели так, то тогда наше молчаливое согласие с ними понятно, но иначе ему нет оправдания.

«Христос воскрес, моя Ревекка!

Сегодня следуя душой

Закону бога – человека,

С тобой целуюсь, ангел мой.

А завтра к вере Моисея

За поцелуй, я не робея

Готов, еврейка, приступить –

И даже то тебе вручить,

Чем можно верного еврея

От православных отличить».

Ошибётся тот, кто посчитает это стихотворение только шуткой и не станет искать в нём более глубокого смысла.

Нет, стихи «Христос воскрес…», это не только ёрничанье, и хотя этот элемент здесь присутствует, но главная мысль стихов в том, что Пушкин органически не приемлет всеобщего целования – целования по образу кампанейскому со всеми без изъятия, даже с талмудическими иудеями.

Если позволяем себе целоваться с чуждыми нашей Родовой Вере иудеями, звучит в подтексте, то должны, следовательно, отказаться от себя и обычаев своих до конца – и «вручить» им свою «крайнюю плоть», то есть совершив обрезание, тем самым отрезать себя окончательно от своего народа.

Подведём итог нашим рассуждениям и воз-становим CREDO А.С.Пушкина, убрав отточие из вполне ясного определения единственной библейской пустыни – ИУДЕЙСКОЙ, и, разумеется, воз-станавливая второе четверостишие, вычеркнутое чьей-то рукой:

Два чувства дивно близки нам.

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По Воле Бога Самого

Самостоянье человека -

Залог величия его.

Животворящая Святыня!

Земля была б без Них мертва,

Как иудейская пустыня

И как Алтарь без Божества.

Кому-то что-то неясно в этих гениальных словах?

А вот и ответ иудеохристианам, не принимавшим поэзию А.С.Пушкина никогда и старательно пытавшимся извратить его смысл:

Можно жить с закрытыми глазами,

Не желая в мире ничего,

И навек проститься с Небесами,

И понять, что всё кругом мертво.

Можно жить, безмолвно холодея,

Не считая гаснущих минут,

Как живёт осенний лес, редея,

Как мечты поблекшие живут.

Можно всё Заветное покинуть,

Можно всё без-следно разлюбить.

Но нельзя к Минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть!

(Константин Бальмонт).

МИРСКАЯ ВЛАСТЬ

«Когда великое свершалось торжество

И в муках на Кресте кончалось Божество,

Тогда по сторонам Животворяща Древа

Мария-грешница и Пресвятая Дева

Стояли, бледные, две слабые жены,

В неизмеримую печаль погружены.

Но у подножия теперь Креста Честнаго,

Как будто у крыльца правителя градскаго,

Мы зрим поставленных на место жён святых

В ружье и кивере двух грозных часовых.

К чему, скажите мне, хранительная стража? –

Или Распятие казённая поклажа,

И вы боитеся воров или мышей? –

Иль мните важности придать Царю царей?

Иль покровительством спасаете могучим

Владыку, тернием венчанного колючим,

Христа, предавшего послушно плоть свою

Бичам мучителей, гвоздям и копию?

Иль опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила

Того, чья казнь весь род Адамов искупила,

И, чтоб не потеснить гуляющих господ,

Пускать не велено сюда простой народ?»

Стихотворение это подводит итог противостояния великого поэта царской и т.н. духовной власти, которые обе он определяет яко «мирскую власть».

По Пушкину«гуляющие» по жизни «господа», чтобы их не «потеснили» воспользовались кощунственно Святым Крестом, употребив Его как «казённую поклажу», «спасаемую» «хранительной стражей», которая «придаёт важности» их беззаконной власти.

Церковный храм «у подножия Креста Честнаго» «теперь» превращён в «крыльцо правителя градскаго», куда «не велено пускать простой народ». Из сего откровения Пушкина недвусмысленно следует, что не на что надеяться простому праведному русскому человеку. Для него закрыты врата, ведущие как в духовную, так и в мирскую жизнь.

Древнее величие искренней Веры попрано. Нелицемерное исповедание стало невозможным без «покровительства могучего» безбожного государства, без нелепой охраны вероисповедания, ставшего государственным и социальным.

«Владыка, тернием венчанный колючим» «предавший послушно плоть свою бичам мучителей, гвоздям и копию» заменён у «господского крыльца» «теперь» «грозными часовыми в ружье и кивере», стоящими «на месте жён святых»!

Да, здесь обличена до конца и церковь, «опасающаяся» «оскорбления черни», и государственная власть, мнящая весь мир своей «казённой поклажей» и сущая лишь для того, чтобы никто не смог потеснить власть имущих.

И та, и другая, и т.н. духовная и социальная власть имеют одну и туже охранительную тенденцию. «Пускать не велено» и за алтарь храма, где происходит «священнодействие» и на крыльцо городского правителя.

По сути дела между церковью и государством не стало разницы. Се есть двуединая беззаконная «мирская власть», и от Бога она бесконечно далека.

Как можно убедиться из этого откровения, русский гений был, в отличие от священников, весьма далёк от знаменитой расхожей формулы апостола Павла: «Всякая власть от Бога», более того Заповеди Любви и Свободы были для него абсолютными, также как и Заповедь Жертвы за свой народ на Алтаре Отечества.

И то, что Александр Сергеевич, высказавшись до конца на 37 году жизни, в этом же году и погиб не простое недоразумение, потому как есть вопросы, которые никому, без разрешения тайной беззаконной власти, не позволено трогать.

Любовь к отеческим гробам

Любовь к отеческим гробам
Из стихотворения «Черновые наброски» (1830, опубл. 1855) А. С. Пушкина (1799-1837):
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Иносказательно: о патриотизме, любви к родине, которая обычно проявляется в простой, естественной форме - как привязанность к родному дому, как верность памяти предков.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Любовь к отеческим гробам" в других словарях:

    Два чувства дивно близки къ намъ: Любовь къ родному пепелищу, Любовь къ отеческимъ гробамъ. А. С. Пушкинъ. Черновые наброски. 10. См. И дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин. Черновые наброски. 10. См. и дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    чувство - [у/ств], а, с. 1) Способность живого существа ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия. Органы чувств. Чувство боли. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. 2) Состояние,… … Популярный словарь русского языка

    ПАМЯТЬ ДУШИ - (англ. memory of soul) отличается как от произвольной сознательной, так и от исторической памяти. П. д. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция, предание, культура, которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и… … Большая психологическая энциклопедия

    Усадьба дворянская - комплекс жилых, хоз., парковых и др. построек, составляющих одно хоз. и архит. целое; феномен рус. бытовой культуры 18 1 й пол. 19 в. Чтобы создать усадеб, ансамбль, требовались специалисты в архитектуре и садовом иск ве, часто это были… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Русская философия - органическая часть всеобщей истории философии, являющаяся специфическим отображением многовековой истории развития рус. самосознания, выраженная в идеях, взглядах и концепциях, отражающих национально своеобразное осмысление универсальных… … Русская Философия. Энциклопедия

    - «ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ/ЛАДОГА, 1989, ч/б, 72 мин. Социально психологическая драма. «Зеленинский погост», снятый в 1989 году на Ленфильме, провалился в черную дыру постсоветского небытия и лишь благодаря счастливому стечению… … Энциклопедия кино

    Запрос «Ишимбай» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Ишимбай башк. Ишембай … Википедия

    бастион - а м. bastion m. 1. форт. Земляное или каменное укрепление в форме пятиугольника. Сл. 18. Полубастиона фас увышен, для настоящаго действия через палисад, на 2 1/2 фута. 1759. Р. Томилов Объяснение работ в Познани. // Ласковский 3 776. Бог судил… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Бениамин Оганесович Галстян Б. О. Галстян в форме бригадного комиссара (1942 год) Дата рождения … Википедия

Книги

  • Семен Каплан , Н. С. Гамба, Б. В. Бланков. Эта книга посвящается не только юбилейной дате - 100-летию со дня рождения известного ленинградского танцовщика и педагога Семена Соломоновича Каплана, но она призвана пробудить интерес к…
  • Новодевичий некрополь и монастырь , Алексей Дельнов. Книга А. Дельнова - не просто путеводитель по одному из самых известных мемориальных кладбищ Российской столицы. Это еще и любопытные размышления о русской культуреи архитектуре, русском…

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основаны от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.


Лет до нашей эры.

· К концу советской эпохи в Поонежье обнаружено 95 па­мятников археологии,

в том числе: в Каргопольском районе - 48, из них 4 относятся к мезолиту, 40 - к неолиту и 4 - к средневековью; в Няндом­ском -15 неолитических стоянок, из них 11 - на озере Моше ; в Онеж­ском -10, из них к средневековью -1, остальные - к неолиту; в Плесец­ком - 22 неолитических памятника.

Найденные предметы с обнаруженных неолитических стоянок по характерной ямочно-гребенчатой керамике позволили отнести наход­ки к эпохе неолита и датировать периодом 2500-500 лет до н. э., при этом зафиксировалась принадлежность их не только к различным пле­менам, но и к разным археологическим культурам, получившим назва­ние: беломорской, карельской и каргопольской.

· Первый в истории и единственный в 12 веке документом по Заволочью явился -

Устав князя Святослава Олеговича от 1137 года с привязкой населенных пунктов (погостов), а именно – ………….Волок на Моше с Мошенским озером в Няндомском районе. В большей степени отождествляется с деревней Большой Двор, имеющий старинные корни в береговой полосе Мошинского озера.

Жители местности Шалакуши могли участвовать в Куликовской битве.

· В Михайловском списке Сказания о Куликовской битве упоминается,

о 30 000 отлично вооружённых воинах, участвовавших в сражении, пришедших из Белозёрья и Каргополя. Из 12 белозёрских князей погибли все.

Белозёрско-каргопольская рать вступила в бой на Куликовом поле, где была выставлена на главном направлении и почти полность погибла за Русь.

· Удалось установить имена только двух князей – Глеб Каргопольский и Андрей Кемский.

· В XII–XIII вв.

Новгородская земля устойчиво держалась общинно - республиканским форм общежития, сохранявшихся на протяжении многих столетий и не до конца задавленных идеологией и практикой крепостничества. Уже говорилось, что по специфике своего социально-политического устройства Новгород близок городам славянского балтийского Поморья (Южная Балтика). Эта специфика и составляла своеобразие Новгородской земли в рамках восточнославянского государственного и этнического объединения: изначальная слабость княжеской власти; большой авторитет религиозной власти (и в язычестве, и в христианстве); вовлеченность в социально-политические процессы разных слоев населения (помимо холопов-рабов).

Из пределов Новгородской земли эта система социально-политических отношений распространилась далеко на восток, вплоть до Сибири, как это показал, в частности, Д.К. Зеленин. Характерно, что подобная система особенное распространение получила на тех территориях, где земледелие существует, но оно неустойчиво, а потому большую роль играют промыслы и торговля.

Важен и еще один момент - на этих территориях никогда не было и не будет крепостного права , поскольку феодальные вотчины здесь не имеют смысла: насильно привязанный к месту смерд ничего не даст его потенциальному владельцу. Зато “дани” и “оброки” сохранятся в этих регионах на протяжении столетий. Повлияло на отсутствие крепостного права и то обстоятельство, что в сельской местности, находящейся в суровых и неустойчивых климатических условиях, требовались инициатива каждого работника и соблюдение принципа “артельности”. Это, в свою очередь, вызывало необходимость сохранения общинной общественной структуры, в которой господствовал принцип выборности руководителей, когда лица, занимающие выборные должности, осуществляли внутреннее управление общиной и представительство общины вовне ее.

· Усть – Моша древняя крепость. Водные пути

1)Онега - река Моша - озеро Мошинское - Вага;

2) Онега - река Моша - река Лепша - волок 3 версты - Пуксоозеро - река Мехреньга - река Емца - Северная Двина.

· Особо важное стратегическое значение име­ло озеро Мошинское,

сообщающееся с рекой Вагой по нескольким водным маршрутам:

через Спасское - Еменьгу - Тулму - Вель; по Охтомице - Пуе;

через Охтому по Канакше или Керзеньге на Паденьгу;

по Лиму на Ледь или Паденьгу.

Такая разветвленная водная сеть обеспе­чивала новгородцам контроль над бассейном реки Ваги на всем его протяжении в контактной зоне, что становилось крайне важно в пери­оды усиления борьбы за влияние в регионе и позволяло Новгороду своевременно осуществлять маневр силами и средствами.

Упоминание Усть - Моши с одной стороны и Мошинского озера с другой стороны и д. Большой двор – можно предположить, что д. Малая сторона и д. Большая сторона на реке Моша могла возникнуть в данный исторический отрезок, намного ранее о её первом упоминании.

· В 1478 году Новгородское княжество - московским князем Иваном 3

было окончательно присоединено к Московскому государству, в состав которого вошел и Каргополь. Московские князья передавали эти земли по наследству своим преемникам, как одни из богатейших своих владений на Севере.

· В 1538-1539 годах были написаны первые губные грамоты, Белозерская и Каргопольская.

Они были свидетельствами начала проведения в Русском государстве при направлении матери малолетнего Ивана 4-го (впоследствии Ивана Грозного) губной судебной реформы.

· Каргопольский уезд составлял одну из 16 важнейших частей Московского государства.

Уезд имел 3 стана (Каргопольский, Турчасовский, Усть-Мошинский (Большесторонская волость в 3 стане), Мехреньгский.

· В 1555 – 1556 годах по реке Моше было 74 деревни,

а также деревни по берегам Мошинского озера и погост на нем с церковной деревней Никольской. В доход государства жители этих деревень платили за пользование землей ямские, дьячие и подьячие деньги, за право ловли рыбы в реке Моше и Мошинском озере, а также охоты в окрестных лесах и другие налоги.

· В 1565-1572 годах Русское государство царем Иваном Грозным было разделено

на две части: опричнину и земщину. В состав опричнины входили территории, контролируемые самим царем. Среди многих земель, в нее входивших, были и северные районы страны, откуда в казну поступали налоги, исполненные черносошные крестьянами и богатыми городами (Устюг, Двина, Вага, Каргополь, Вологда, Галич).

Черносошными крестьянами в 14 – 16 веках назывались крестьяне, жившие на «черных» землях, являвшихся собственностью Русского государства в лице его главы – князя, а впоследствии царя. Они были лично свободными, владели обширными землями и несли все виды государственных налогов и исполняли различные повинности в пользу государства. В 18 веке черносошные крестьяне стали государственными.

· Усть-Моша издревле являлась столицей новгородских владений,

потом уступило Холмогорам. Само название Моша притягивает чем-то необычным. Оно связано с финоугорским божеством Мокша. Другими словами, еще в 17 веке Моша являлась стратегически важным пунктом, который ни объехать, ни обойти невозможно.

· В период Смутного времени, после неудачной попытки взять город Каргополь

1612 – 1614 и 1615 годах шайки польских и литовских войск. а вместе с ними и русских разбойников, разбрелись по Каргополью, грабя деревни и убивая жителей. Некоторые из этих шаек поднялись по течению реки Моши, и дошли до Мошинского озера. Местные деревни были разграблены, а многие из жителей убиты.

· С 1612 по 1616 было неспокойно в Каргопольском крае…

· Избранному в 1613 году первому Российскому царю из династии Романовых

Михаилу Федоровичу, Каргопольцы в своей челобитной писали, что враги «великую конечную победу учинили. Все наши волости пусты, никакого хлеба нет и имущества погребено, скот выбит, искупится перед посланными оброками нечем».

· В писцовой книге 1622 года Усть-Мошинского стана, отмечалось, что жители

деревень по реке Моше «прожитьем похудали от Ливонских людей войны от хлебной скудности». В то время многие из них ушли неизвестно куда, часть из них переселилась в более крупные (не разоренные) деревни, а некоторые собирали подаяние. Несмотря на это, жители этих деревень должны были заплатить в доход государства деньги: ямские, писчальные, за городовое и засечное дело, за изготовление селитры, за рыбную ловлю, за содержание наместника, за сенокосы и т.д. Всего 8 рублей, 12 алтын, 4 деньги.

Шалакуша 1648

(Шалекуша Большая и Малая)

· Первое упоминание о Шалакуше

· (Шалекуша Большая и Малая)

По материалам переписной книги.

· Церковь Николая Чудотворца. Деревянная.

· Каргополец Семён Етихеев

заключил запись с церковным старостою Стефаном Григорьевым и всеми крестьянами Шалакушской волости Каргопольского уезда, что 12 мая 1695 года он выстроит рубленную (в лапу) колокольню к церкви из 3-х саженых брёвен.

При этом от земли вверх на 1\3 сажени он должен рубить четверикам и рундук в одних стенах с мостом наравне. Высота колокольни была 6-ть сажень. Дверей было 3 с выпуском над дверьми наверху. Одни двери вели в амбар, другие в паперть, третьи – с паперти в трапезу. В самой трапезе «трои двери в косяках, из которых одни двери вели в церковь, другие на паперть, а третьи придел или кладовую.

· В Усть-Мошенском стане числится волость Шалекушка Большая и Малая.

По материалам Оброчной книги

· В царствование Петра 1 (1689 - 1725)

Каргопольский уезд в административном отношении был подчинен с 1703 года Олонецкой корабельной верфи.

· Каргопольский уезд вошёл в состав Ингерманландской губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Санкт- Петербургской губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Белозёрской провинции Новгородского наместничества.

· В царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761) в пятидесятых

годах 18 века монополия на торговлю северным лесом была отдана императрицей своему фавориту графу Шувалову, продавшему бассейн реки Онеги и ее притоков Английской компании волжского Лесного порта. Заготовка и сплав леса для этой кампании стали повинностью местных крестьян.

· Цервовь Сретенья Господня Шалакушской волости, число дворов 42.

· В царствование императрицы Екатерины 2 (1762 - 1796) в Каргопольском уезде

1765 – 1766 годах корабельные подмастерья Трифанов и Матвеев и ластовых судов мастер Скуваров провели опись лесов, «годных к кораблестроению и прочих судов строению». При Мошинском стане Никольского прихода такие леса были описаны «по обе стороны реки Моше».

· Каргопольский уезд вошёл в состав Олонецкой губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Санкт-Петербургской губернии.

· Шалекушская волость из двух деревень. По материалам реестра поселений 1790 год.

· Антимис в церкви.

· В Усть-Мошенской вотчине всего 3113 ревизких душ.

Главное поселение Усть-Мошенский погост, числится Шалекушский приход.

Каргопольского шестого благочиния Шалакушского прихода священник Алексей Попов и церковный приказчик Андрей Пуминов в прошениях объявили, что паперть и трапеза обветшали и требуют ремонта.

Резолюция архирея-

«Непонятно для меня как прихожане хотят перестроить одну трапезу с папертью, не упоминая церкви, при этом, что должно быть о сем прошении от прихожан ко мне писанное по законам с доверенностью, а не рапорт духовного правления, и по сему сей рапорт не умею и пустить в дело»

· Антиминс в церкви.

Часовня в честь Казанской Богоматери в деревне Большая сторона в 4-х верстах от церкви, деревянная, постоенная тщанием прихожан по случаю прекращения скотского падежа.

· По материалам Ведомостей Новгородской епархии….

Церковь Сретенья Господня с трапезной тёплая, вторая Николая Чудотворца.

· Первая церковь Сретенья Господня построена неизвестно когда.

· Вторая Николая Чудотворца построена в 1689 году.

· Богдановская волость

(местоположение волостного правления с. Богданово Усть-Мошенского церковного прихода) В ней Большесторонское сельское общество (сельское правление д. Большая сторона Шалекушского прихода (также входили Лепшинская, Шалекушская, Лелемская, Веральская)

· До начала 50-х годов XIX столетия школы в уезде практически отсутствовали.

Процент грамотеев среди крестьян был очень мал. На сельское общество их было по несколько человек. Учились они грамоте благодаря счастливой случайности или от отставного солдата, или, что вероятнее, от староверов, наводнявших в то время каргопольский край. Так, в Богдановской волости грамотных взрослых крестьян, судя по семейному рекрутскому списку 1856 года, было: в Богдановском обществе 25 на 62 деревни; в Воробьевском сельском обществе 4 на 23 деревни и в Большесторонском обществе 16 на 30 деревень , а всего 45 грамотных крестьян на 115 деревень волости.

· Создается Большесторонская волость, волостное правление в д. Большая сторона.

· Постоенная церковь в 1711 году Сретенья Господня

и при ней церковь во имя святителя и чудотворца Николая, построена в 1684 году тщением прихожан. Здание деревянное, колокольня отдельно с новой крышей. Престолов в них по одному. Ближайшие престолы в Лельме и Лепше

· Эпидемиологические болезни (Натуральная оспа в Большесторонской волости)

· Об исправлении колокольни.

Крыша на Сретенской церкви ветха и течёт. Помост старинный в алтаре, но не гнилой. Сама церковь покривилась в южную сторону. Колокольня не обшита тёсом.

· Церковь святого Николая невилика,

но присоединить в ней паперть, то естьсделать церковь с папертью одним вместилищем через уничтожение северной и западной стен церкви, к коим присоединена паперть, кажется невозможным, потому, что церковь построена совершенно отдельно от паперти, и если уничтожить стены церкви, то не на чём будет держаться куполу церкви.

Посему для распространения сий церкви можно только увеличить западные двери

церковные, и помост паперти сравнять с полом церкви – последний много выше первого. Стоящие на паперти смогут лучше видеть и слышать.

· Изъявление благодарности (волостным старшинам за сбор податей) ...Большесторонская, Мишковская, Быковская волости

· Перекрыта крыша новым тёсом и настлан новый потолок в церкви.

· Административная волость – Большесторонская.

Местоположение волостного правления д. Большая сторона Шалакушского прихода.

· Ремонт церкви.

· Церковь во имя Сретенья Господня

одноглавая, тёплая с холодной папертью в длину с папертью в 6 сажень в ширину 4 сажени. (12,7м х 8,5м) Построена в 1711 году, а в 1867 году сделано в ней исправление – перекрыта крыша новым тёсом и настлан новый потолок. Антиминс 1803 года.

При церкви Сретенья Господня с восточной стороны церковь Святителя Николая (холодная) с такой же папертью, в длинную имеет 4 сажени, в ширину 3 сажени. Построена в 1684 году, снаружи обита тёсом, крыша ветхая и на церкви. Одноглавая.

Колокольня находится отдельно от церквей, шатровая обитая тёсом. Антиминс 1793 года.

· Святотатство

(в д. Малая сторона Большесторонской волости) Кража в часовне Флора и Лавра.

По данным государственного архива Архангельской области …..

· Отчеты благочинных….

Церковь Сретенья Господня (Шалякушский погост) «В Шалякушской Сретенская церковь»

· Опись имущества

Церковь тёплая в 1711 году, и при ней церковь Святителя Николая (холодная) постоенная в 1684 году.

Зданием деревянным с отдельною колокольнею в 1869 году исправленною и обшитую тёсом. Снаружи всё обитые тёсом. Престолов в них по одному.

Часовни две.

· Первая Часовня

в честь Казанской Богоматери в деревне Большая сторона в 4х верстах от церкви, деревянная, постоенная тщанием прихожан по случаю прекращения скотского падежа.

· Вторая Часовня

в честь святых мучеников Флора и Лавра находится в деревне Малая сторона в полуверсте от церкви, построена на средства прихожан неизвестно когда.

· Слабыми усилиями был воздвигнут дом для земского училища – помощь церкви.

· По сведениям Олонецких губернских ведомостей.

….Каргопольский уезд. Озимые хлеба на полевых землях большею частью хороши, а на лесных распашках редки……. А в Малосторонском обществе Большесторонской волости озими от разлива реки Моши совсем пропали. Посев яровых окончен.

· В списке волостей и сельских обществ Каргопольского уезда Олонецкой губернии

в 3 стане значится Большесторонская волость, в ней Лелемское, Малосторонское, Шалякушское, Лепшанское, Веральское сельские общества.

· В Шалякушском сельском обществе 1 деревня 410 человек.

· Строится железная дорога.

11 июня 1894 года Александр III подписал 6-е дополнение к Уставу Общества о сооружении Вологодско – Архангельской железной дороги.

· В 1894 году было принято решение о строительстве участка Вологда - Архангельск,

в связи с чем Общество Московско-Ярославской железной дороги было переименовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Применительно к узкоколейной железной дороге использовался термин «Ярославско-Вологодско-Архангельская линия».

· Узкоколейная железная дорога Ярославль - Вологда - Архангельск была одной из

крупнейших в истории России узкоколейных железных дорог общего пользования. Протяжённость узкоколейной железной дороги от станции Волга (Ярославль) до станции Архангельск-Пристань составляла 837 километров, ширина колеи - 1067 мм.

· Стоимость работ

по прокладке лишь одной железнодорожной версты достигала 40-90 тысяч рублей.

· Писатель и художник К.А. Коровин,

художник В.Серов и Сава Мамонтов были в Шалакуше (период июль – сентябрь)

· Строительство железной дороги прошло по трём волостям Каргопольского уезда –

Мелентьевской, Андреевской, Большесторонской . Протяённость пути составила 155 вёрст. В строительстве участвовало местное население. По этой причине в 1895 году в 2 и 3 (Большесторонская волость) станах уезда сократился промысел охоты и рыболовства.

· Общее количество рабочих в пределах уезда доходило до 8000 человек.

· Каргопольские купцы открывали трактирные заведения в населённых пунктах,

прилегающих к дороге. Братьям Серковых принадлежала винная лавка в Шалакушах (д. Большая сторона, 200 саженей от дороги – около 400метров).

Для поддержания порядка властями была запрещена торговля спиртными напитками в воскресенье и праздничные дни.

состоялось открытие временного движения поездов от Вологды до ст. Архангельск – пристань.

· В 1899-1901 годах вологодский купец Грачёв и онежский купец Можайский

с компанией из 24 человек построили в Шалакуше первый лесозавод. Он представлял собой деревянное здание лесопильного корпуса и деревянной кочегарки. Оборудование лесопильного корпуса было очень простым: две тихоходные пилорамы, один торцовый станок, один обрезной станок и одна пила - дроворезка. В кочегарке установили паровую машину и небольшую «динамку» для освещения лесопилки. Заготовку леса производили в верховьях реки Моши, а затем по воде он попадал на завод. За пользование рекой предприниматели платили жителям 40 рублей в год, так как берега реки были сенокосными угодьями граждан Шалакуши.

· В начале 20 века река Моша была многоводна.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как........ пустыня.

И как алтарь без божества».

1830год.

Примечания

ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ. Черновой набросок.

Из ранних редакций

Второе четверостишие первоначально читалось:

На них основано от века

По воле бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.


Очерк Игоря Изборцева

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам

Замечательные пушкинские строки! Замечательные, родные и понятные каждой русской душе чувства! Но сегодня… Так ли они нам близки? Да и близки ли? Сегодня, когда "родные пепелища" уже не поэтическая метафора, не художественный образ, но суровая реальность нашего бытия. Болит ли у нового молодого поколения сердце при виде заброшенных, забытых русских деревень, вдохновлявших некогда высокую поэзию и Пушкина, и других поэтов XIX и XX веков?

Разрывается ли душа от горького молчания разрушенных заводов, слепоты заколоченных окон сельских домов? А зарастающая сорной травой земля - где ее золотые нивы? Скорбит ли от сей безрадостной картины нынешнее "младое племя", рвется ли восставить, возродить? Увы… Это единственно честный ответ. И нет в том их вины. Посмотрим, чему их учат в школе, к чему призывают со страниц газет и экранов телевизоров? Каждое слово, каждый образ - словно удар топором по родным корням.

Не было ничего святого и великого в нашей истории, твердят, словно написанные проданным пером учебники, да и сама эта история - всего лишь цепь ошибок, постыдных поражений, пустого бахвальства и насилия над малыми народами. Но если так, отчего сами эти племена и народы просились под русский державный омофор, зачем настойчиво стучали в российские государственные врата? Видно, доподлинно знали, что только так могут обрести возможность благополучного и спокойного существования.

Увы, историческая правда попрана и перелицована под либеральные общечеловеческие шаблоны. "Родина там, где нам хорошо" - эта формула предательства стала определяющей в современных воспитательном и образовательном процессах. Но если не уважаешь Родину - не уважаешь сам себя. От кого тогда дождешься уважения? О, как хорошо это было понятно Александру Сергеевичу Пушкину! Продолжая размышление о "дивно близких нам" чувствах, он, по праву знающего истину, утверждает:

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…

Мы пробуем без них. Авось на кривой и выедем. Ан нет! Потому-то и мертвеет наша земля… Не слышно слово правды в потоке лжи и обмана. Если и звучит, то так слабо и неуверенно, что никак не может возыметь должной для правды силы. И кажется, кроме Пушкина уже некому напомнить о ней, правде; предупредить, что дальнейшее отступление и есть самая смерть земли Русской.
Слава Богу, что твердыню пушкинского гения преодолеть еще не удалось никому. И не удастся! Звучит и будет звучать голос нашего великого поэта. Он зовет и будит русскую душу. Поэтому есть надежда. Есть!

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

Анализ стихотворения «Два чувства дивно близки нам» Пушкина

В творчестве А. С. Пушкина большое место уделено философской лирике. Поэта серьезно волновали вопросы, связанные с назначением человека и смыслом его жизни. Такому размышлению посвящено произведение «Два чувства дивно близки нам…» (1830 г.).

Существует два варианта стихотворения. Первый состоит из двух строф, в которых есть пропущенные места. Во втором варианте восстановлены пропущенные слова, а в центре вставлена еще одна строфа. Так или иначе в первом четверостишии заложена основная идея произведения. В оставшихся Пушкин развивает и конкретизирует свою мысль.

Поэт утверждает, что для любого человека самыми близкими и дорогими являются два чувства: «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Первое чувство не стоит воспринимать буквально. «Пепелище» символизирует родной очаг, а в более широком смысле — место, где человек появился на свет. Пушкин очень высоко ценил понятие родины. Испытав в молодости горечь изгнания и тоску по Отечеству, он до конца жизни сохранил любовь к своему родному краю.

«Любовь к отеческим гробам» заключается не только в регулярном посещении могил своих родственников. Это чувство означает преданность заветам своих предков, уважительное и почтительное отношение к своим национальным корням. Пушкин, как известно, по одной линии вел свое происхождение от привезенного в Россию Петром I Ганнибала. Это нисколько не мешало ему считать себя чисто русским человеком. Интерес к отечественной истории, восхищение перед подвигами и великими деяниями предков были органически присущи Пушкину. По его мнению, такие же чувства должен испытывать каждый гражданин своей страны.

Развивая свою мысль, поэт заявляет, что от наличия этих основных чувств зависит «самостоянье человека, залог величия его». Если люди забывают о своих национальных корнях, плюют на свое прошлое, то они теряют уважение не только по отношению друг к другу, но и вызывают презрение у граждан других стран. Историю часто называют бесполезной наукой. Однако при малейшем обострении международных отношений противники начинают оперировать примерами из истории и извлекать из архивов «секретные» документы, доказывающие их превосходство. Современная идеологическая война во многом опирается на историческую науку.

В заключительной строфе Пушкин закрепляет свою мысль. Без двух основополагающих чувств внутренний мир человека становится пуст. Пуста и его душа, превращающаяся в «алтарь без божества».

Философские размышления Пушкина в стихотворении «Два чувства дивно близки нам…» особенно актуальны в наше время. Отсутствие духовных принципов и отрыв от своих корней становится одной из острейших проблем современного мира.